МЕЗЕНСКИЙ КРАЙ
12:51 / 24 января 2024
296

Дорога - это жизнь!

С Михаилом Яковлевым, бывшим генеральным директором Мезенского ДУ, мы заранее планировали интервью о строительстве дороги на Архангельск к её 15-летию.  А получился разговор о Мезени и мезенцах.  Наверное, не случайно. Уезжал он из Мезени  самым молодым в области руководителем дорожной сферы. Михаил Валерьевич уверен: его карьера сложилась успешно во многом благодаря знаниям, опыту и поддержке, полученным от мезенцев - от коллег-дорожников до руководителей района. 

Настоящая  стройка
- К решению поехать в Мезень  подтолкнул Александр Антонович Антипин. Мы были студентами 4 курса, к нам периодически приходили работодатели. Одним из них был Александр Антонович. Он буквально заразил своим оптимизмом и верой: "Только вперёд, только к победе!" Он часто использовал хлёсткие фразы, но они были всегда по делу, и он сам верил: всё, что делается - это для Мезени, для области. Когда я узнал мезенскую породу лошадей, понял, что Антипин очень похож на них - небольшой, но крепкий, мощный, выносливый, неприхотливый.
Мы учились в одной группе с Виктором Крапивиным из Сояны, он сейчас большой специалист в IT-сфере в Москве. Вместе с ним поехали на два месяца на практику на участок Кимжа - Совполье. Много ходили пешком, ездили на ГТС-ках и вслед за Антипиным верили, что дорога на Архангельск будет построена. Вот она, настоящая жизнь! Тогда я принял решение, что вернусь сюда.
Интересно бывает в жизни. Соянский парень после окончания вуза остался в Архангельске, а я поехал в Мезень. Там была настоящая стройка,  хотелось применить на практике знания, полученные в институте.
Антипин говорил: "Да, мы находимся далеко, но! Нам нужны специалисты, которых сегодня не хватает. У нас единственных в области ведётся стройка". И это действительно было так. В 2000-2001 годах прекратили существование дорожные фонды, средства которых могли тратиться исключительно на автомобильные дороги. Как только их не стало, появились другие приоритеты, ресурсы перераспределили и все дорожные стройки были поставлены на паузу.
Но не в Мезени! Дорога на Архангельск строилась! Как?! Понимая, что денег в нужном объёме на неё нет, Антипин продолжал делать - там мергелька подсыплет, тут оканавливание сделает, чтобы понемногу улучшать хотя бы зимник. Малыми шагами и средствами Антипин продвигался далеко. За это его сильно ругали в области - ведь дорогу надо строить по проекту, в соответствии с нормативами.  Деньги, которые выделялись на содержание всех дорог района, он использовал на дорогу на Архангельск. И в мезенской среде эта мысль поддерживалась - всем нужен был выход на "большую землю".
Уже когда были выделены деньги на объект,  подключился  "Севзапдорстрой" и началось  масштабное строительство. Но прав Евгений Валерьевич Личутин - дорогу на Архангельск прорубили мезенские дорожники.  
Помню, как-то вместе с Евгением Личутиным и Андреем Малышевым в мае, после распутицы, поехали обследовать дорогу на Архангельск на двух УАЗиках.  И вот знаменитое кимженское болото. Отсыпана только его часть, а дальше - кучи песка и гравия, завезённые по зимнику. Кимженские работники Михаил Крупцов и Алексей Шубин на тракторах их разравнивали, за ними следом удавалось двигаться и нам на УАЗиках. Так мы проскочили на базу "Севзапдорстроя". И это было прорывом, мы смогли проехать  на машинах практически летом!
С первого дня работы мы очень плотно общались с Александром Антоновичем. Чувствовалось, что он мне доверяет, хотя сначала проверял, что за человек. Очевидно, проверку прошёл успешно, потому что постепенно он давал мне всё больше и больше полномочий. Мы приехали в Мезень в августе, а в январе, когда главный инженер Борис Николаевич Протопопов из-за болезни не смог работать, Антипин поставил меня исполнять его обязанности. Чуть позже стал  заместителем генерального директора по производству. Он не только погрузил меня плотно в производство, но и посчитал нужным познакомить со всеми мезенскими руководителями. Мы ходили в администрацию, лесхоз, милицию, СЭС, практически во все организации района. Запомнилось общение с Александром Клавдиевичем Владимировым, Владимиром Михайловичем Личутиным, Павлом Прокопьевичем Быковым, Юрием Клавдиевичем Чуповым, Игорем Леонидовичем Заборским - они делились своим опытом и знаниями. В разговорах с ними я запомнил важную мысль: любой руководитель - это уже политик, потому что за ним - люди. "Надо уметь слышать людей и учиться у них", - говорили они. 
И конечно, это пригодилось, когда с благословения Александра Антоновича в 2005 году  стал руководителем Мезенского ДРСУ. Антипин в первую очередь думал о Мезени, о строительстве дорог, о том, чтобы построить жильё для своих работников, а не о себе.
Простой пример - спортзал в дорожном городке. Его не было в проекте, и не построили бы, не вмешайся Антипин. В непростые 90-е и начале 2000-х спортзал использовался под склад. Чего там только не хранили! Мясные туши, консервы, крупы, сахар - надо было кормить людей, и Антонович выкручивался, как мог. Но на просьбу мезенцев отдать спортзал  ответил: "А забирайте!" Так зал стал использоваться по назначению. Помню, как мы приводили его в порядок вместе с работниками ДРСУ, Алексеем Энгельсовичем Таракановым, Владимиром Алексеевичем Феклистовым. И зал был востребован спортсменами.
От дороги - к политике
Сергей Геннадьевич Крючков - непростой, характерный, очень яркий,  значимый человек в  общественной жизни Мезени - стал ещё одним моим наставником.
Именно он стоял у истоков появления в Мезени отделения партии "Единая Россия". В это время началась реформа местного самоуправления, следом - выборы в новое Собрание депутатов и в советы поселенческого уровня. Под его руководством велась активная внутрипартийная работа, участие в выборах всех уровней в регионе, от местных до федеральных. И конечно, строительство дороги на Архангельск было ключевой жизненной задачей, поэтому не участвовать в политике и выборах было нельзя.
Особенность их в Мезени в том, что на первом плане здесь - не партии, а люди, которым либо верят, либо нет. 
Огромный опыт был получен благодаря общению со старшими наставниками -  опытными областными политиками Станиславом Алексеевичем Вторым, Сергеем Дмитриевичем Эммануиловым, Виталием Сергеевичем Фортыгиным.
Жизнь намного богаче знаний из института
Школу жизни я проходил в Мезени на ходу, иногда жёстко. Приезжаю я, молодой специалист, в бригаду по укладке водопропускных труб под руководством мастера Ивана Юрьевича Тихонова, где на кране работал Евгений Викторович Олупкин. Мне казалось, что многое уже знаю - и технологию, и нормативы. И вдруг слышу: "А теперь забудь, чему тебя учили в институте, и учись, как надо".
Так мы работали, взаимодействуя и учась друг у друга. 
Помню ещё, как два больших районных руководителя, Александр Антонович Антипин и Пётр Владимирович Кондратьев, подолгу работали  в кабинете, думая, как выгоднее прорубить трассу Кимжа - Каменка. На все мои расчёты Антонович говорил: "С деньгами любой сделает, а ты без денег построй". До сих пор в моих глазах лозунг крупными буквами на базе дорожного: "Кто хочет делать, тот ищет способы, а кто не хочет - ищет причины". 
Мезень - небольшой городок, где все друг друга знают и все направления открыты, было бы только желание идти вперёд. 
В том числе в спорте. Помимо популярных лыж, лёгкой атлетики, игровых видов и тхэквондо, удалось организовать новую для города секцию карате киокушинкай, тренировки в которой вёл  сам. На занятия приходили до 30 человек. До сих пор храню папочку со списками - федерация требовала порядка, дисциплины, отчётности. Мы тренировались вместе - дети и взрослые. 
Однажды нам с Андреем Юрьевичем Олупкиным пришла в голову идея устроить турнир между каратистами и тхэквондистами. Остались видеозаписи этого интересного мероприятия.
Мезенское ДУ - почти треть области по площади
Время требовало от районных дорожных управлений укрупнения для повышения конкурентоспособности. Так к Мезенскому в 2008 году присоединилась Пинега, а затем, в 2011-м, - Карпогоры и Лешуконское. 
Объединение разных предприятий стало определённым вызовом, но этот процесс сделал их эффективнее. Ведь удалось создать классный коллектив из специалистов - дорожников  трёх районов, которым  очень благодарен за поддержку и командную работу. 
Исходя из географии, Мезенское ДУ стало отвечать за дороги на территории  практически одной трети области.
Потом был 2014 год, когда мне предложили стать директором "Архавтодора". Понимал, что нельзя отказываться, если тебе доверяют. 
А в ноябре 2016 года получил приглашение в правительство региона на  должность министра строительства и архитектуры. И снова началось формирование команды. Работа в министерстве - время, когда сам себе не принадлежишь. Многое было новым, отличным от дорожной отрасли. Ответственность за строительную сферу области заставляла работать на пределе. Зачастую спрашивают, пошёл бы туда, зная все сложности? Отвечаю без сомнения: «Конечно, пошёл бы - ведь это огромный жизенный опыт!»
Сегодня я вернулся в дорожную отрасль. Не раз убеждался: место, где ты живёшь и работаешь - не главное. Важнее люди, которые тебя окружают. 
Знаю, что сейчас в Мезенском районе много строится. Разве это могло быть без «дороги жизни» на Архангельск?  Ведь дорога - это жизнь! 

Записала Марина Потрохова.

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.