МЕЗЕНСКИЙ КРАЙ
18:03 / 07 сентября 2023
195

Мечта сбылась!

29 августа 2008 года - день официального открытия дороги, связавшей Мезенский и Лешуконский районы с Архангельском. 
Официальное название автодороги включает в себя ключевые её населённые пункты - Архангельск - Белогорский - Пинега - Кимжа - Мезень. 
О том, какова предыстория этого строительства - в нашем материале.

Из истории строительства дороги Архангельск-Мезень


Несколько столетий на Мезени мечтали о надёжной сухопутной дороге к Архангельску.
15 марта 1782 года Мезенский исправник  капитан Лисицын доносил, что по распоряжению генерал-губернатора А.П. Мельгунова ему поручено "проложить от Холмогорской границы до Мезени дорогу". Однако,  несмотря на  тщательно проведённые исследования, тогда до начала строительства дело не дошло.
В  1825 году новый гражданский губернатор Я.Ф. Ганскау вновь поднимает вопрос о строительстве летней дороги на Мезень.
После нового обследования дороги, определения стоимости строительства дороги от Пинеги до Мезени генерал-губернатор Миницкий направил ходатайство в Санкт-Петербург о начале строительства дороги - и  "Его императорское Величество 14 августа 1828 г. утвердить соизволил". Сообщалось, что строительство летней дороги обойдётся  не менее  чем в 150 000 рублей. С ранней весны 1831 года крестьян начали направлять на работы, но строительство летней дороги велось низкими темпами.
Новый генерал-губернатор маркиз де Траверсе после изучения положения на строительстве летней дороги между Пинегой и Мезенью 21 июля 1843 года обратился к министру внутренних  дел с ходатайством о прекращении строительства дороги по причине возможного разорения крестьян Мезенского края и необходимостью  израсходовать громадные суммы, которые не смогут дать ожидаемую пользу.
16 октября 1843 года министр внутренних дел сообщил военному губернатору, что Государь император отменил прежнее распоряжение по строительству дороги между Пинегой и Мезенью.
С прибытием в губернию новых губернаторов вновь предпринимались попытки по строительству "летней дороги"  Пинега-Мезень, но существенных изменений не последовало.
В 1906 году  мещане и домохозяева г. Мезени прорубили трассу  дороги, построили мосты, гати,  и зимой 1906 года обозы из Мезени, несмотря на трудности пути,  пошли на Архангельск. На  обустройство зимника требуемых средств не было выделено, поэтому  в следующую зиму обозы из Мезени вновь пошли на Архангельск через Пинегу.
Переговоры по  организации движения продолжались с 1912 г. по 1914 год, но началась Первая мировая,  и  Мезень так и осталась отрезанной от Архангельска.
В самом начале 50-х годов прошлого столетия вновь возобновились попытки проложить дорогу до Мезени: по линии МВД СССР был составлен проект строительства дороги от Архангельска через Холмогоры-Усть-Пинегу-Пинегу на Мезень.
Прибыли военные подразделения МВД и приступили  к строительству дороги со стороны Архангельска: была разрублена и раскорчевана трасса будущей дороги на первых 45 километрах, вдоль трассы строились казармы, водопропускные сооружения и мосты, частично было возведено земляное полотно. Однако  в 1953 году  строительство дороги Архангельск-Мезень было прекращено, воинские подразделения МВД были выведены за пределы области.
В 70-90 гг. велись работы по реконструкции и ремонту дороги, что обеспечило проезд автотранспорта по маршруту Архангельск -  Белогорский - Пинега.
В 1998 году после нескольких совещаний в администрации  области с участием глав администраций трех северных районов, работников «Архангельскавтодора», департаментов экономического развития, транспорта и связи было получено заключение: дорогу строить через п. Пинега, Совполье на Мезень.
Основные мотивы принятия такого решения:
-наименьшая протяжённость подлежащего  строительству участка, 
-соединение с Архангельском получают два района - Мезенский и Лешуконский.

Общая стоимость выполненных работ   по территории Мезенского района составила 1 млрд 109 млн рублей.


В марте 1999 года подрядная организация  ООО "Севзапдорстрой" приступила к работам на участке "Граница Пинежского района - Совполье".
20-километровый участок был введён в эксплуатацию в сентябре 2003-го.
Следующий  участок  строительства -  мостовой переход через реку Немнюга. Он  был начат  в марте 2002 года, а введен в эксплуатацию 23 сентября 2003 года.
К очередному, последнему,  участку  - "Совполье - 10 -й км"  подрядная организация ООО "Севзапдорстрой" и субподрядчик  ОАО "Мезенское ДУ" приступили  в феврале 2000 года. 
Общая протяженность -  38,54 км, подъезд к д. Совполье - 2,1 км.
Строительство прекратилось в 2005 году, возобновилось - в 2007-ом. Таким образом, строительство заключительных 30 км дороги  растянулось на 9 лет из-за перерывов в финансировании объекта.
В  2008 году проведён ремонт дороги на участке "10 - й км  - 3 - й км", протяжённость которого -  7,9 км с понтонным мостом через р. Кимжа. 
Значительный вклад в решение проблемы строительства дороги по северным районам и выборе мезенского варианта внёс Пётр Петрович Орлов, руководивший в то время управлением "Архангельскавтодор".
Особую роль в организации проезда на Мезень сыграл бывший начальник  Мезенского ДРСУ Александр Антонович Антипин, который с настойчивостью, достойной подражания,  напоминал о проблеме Мезенского района, много  сделал для приближения того дня, когда автотранспорт беспрепятственно пойдёт на Архангельск.
В августе 2008 года  сдаются в эксплуатацию построенные участки дороги между Совпольем и  р. Мезень.
Со словами благодарности жители Мезенского района обратились к работникам генподрядной организации ООО "Севзапдорстрой", которые в труднейших условиях через непроходимые болота и тайгу построили дорогу.
Среди них: А.Ф. Нечаев-генеральный директор, В.И. Сумкин-начальник  строительного участка, В.В. Пашинский-старший механик, В.П. Семенько-старший механик, В.М. Васильев-производитель работ и многие другие - водители, механизаторы, дорожные рабочие, повара полевой столовой.
Позже намечается строительство железобетонных мостов через р. Кимжу и р. Олму, что позволит обеспечить проезд тяжёлого автотранспорта по новой дороге на Мезень и Лешуконское. 

Подготовила Марина Потрохова.

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.