ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
10:28 / 18 марта 2022
267

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

Продолжение материала

На 23 февраля 1954 года за примерное исполнение своих служебных обязанностей стрелку Чупову Георгию было присвоено звание ефрейтор. В апреле 1954-го его перевели в в/ч 95414 в город Североморск писарем в штабе флота. Его личным оружием стал уже не карабин «Симонова», а 25-ти зарядный автоматический пистолет «Макарова». В это время, рассказывал отец, на Северном Флоте случилось, мягко сказать, неприятное ЧП. Со стороны Норвегии на малой высоте над Мурманском, затем над Североморском и далее над всеми военно-морскими базами Кольского залива пролетел американский разведывательный самолёт, снимая все секретные объекты на кино- фотоплёнку, и невредимым ушёл в сторону моря. Короче, пока службы ПВО спохватились, скоординировали свои действия согласно служебным инструкциям, подняли в небо истребители, самолёта-шпиона и след простыл. Умолчать о таком происшествии не представлялось никакой возможности. Из штаба флота об этом было доложено непосредственно в Министерство обороны. Из Москвы в Мурманск самолётом срочно вылетел со своей свитой сам министр обороны маршал Советского Союза Булганин.

            Что и было! Булганин, только прибыв с самолёта, забежал в штаб, размахивая руками, осыпая командование флота бранью: “Ох, шляпы! Всё прошляпили! Всё прошляпили, шляпы!” Генералы и адмиралы стояли перед министром обороны на вытяжку, не смея пошевелиться, а не то чтобы сказать что-то в своё оправдание. Сидели только писари, стенографируя каждое слово присутствующих в кабинете главкома. После разбирательства высокой комиссии высшее руководство флота поплатилось за допущенные недоработки по несению своих служебных обязанностей и должностями, и званиями.

            Летом 1954 года писарь штаба флота ефрейтор Чупов был отправлен в командировку. В составе батальона морских пехотинцев на десантных баржах ходили в дальний морской поход. Рядовой и сержантский состав были вооружены личным холодным оружием – морским кинжалом «Черна ручка», носимым у пояса. Находясь в открытом море, четверо с половиной суток не видели берегов. За это время сходили почти до архипелага Новая Земля и обратным курсом подошли к мысу Святой Нос Кольского полуострова. Здесь нужно было войти в Иокангский залив, но с берега на вхождение “добра” не дают – в заливе стоит с грузом нефти немецкий танкер, поэтому сутки простояли на внешнем рейде, пока его не развернули буксиры и не вывели в море. Только тогда получили “добро” и вошли в залив, пришвартовавшись вблизи посёлка Гремиха. Выгрузились на берег, развернули палаточный лагерь. Через трое суток в Гремиху прилетел военно-транспортный самолёт и писаря ефрейтора Чупова, всего одного пассажира, вывезли в Североморск с отчётом о походе в штаб Флота. Приземлились на Большом аэродроме в Сафоново.

            Невдолгих, в сентябре 1954 года, ефрейтор Чупов получил новое назначение – принял склад ПФС, вступив в должность завскладом. Эта работа отличалась большой свободой действий, но и большой ответственностью. Ежемесячно комиссионно проводилась ревизия на складе, и в бухгалтерию штаба части он сдавал отчёт движения материальных ценностей. У отца сохранены акты ревизий, где видно, что количество наименований продуктов доходило до 60, всё наличие по учёту и фактическое пересчитано с точностью до грамма. И ни по одному пункту нет излишков, нет и недостачи. Как любил при случае сказать отец – чего только не было на складе, разве что “птичьего молока”. Вспоминал, очень хорошая была американская тушёнка «Kor Biff», та, которую во время войны советские бойцы на передовой называли «вторым фронтом». В его распоряжении постоянно находилась грузовая машина «Studebekker» с личным шофёром, на которой почти ежедневно ездил из Сафоново в Мурманск за продуктами на центральный склад. За время службы в должности завскладом имел возможность часто встречаться со своими земляками, служившими в частях близ Североморска, – это Коршаков Николай и Соболев Яков из Бычья, Маслов Вячеслав из Мезени и братан отца Левшов Евстафий из Молотовска (теперь Северодвинск).

            На 9 мая 1955 года Чупову Георгию присвоили звание младший сержант, и назначили командиром стрелкового отделения. В этой должности он прослужил до увольнения в запас, 26 августа 1955 года. За три года службы в рядах Советской армии Георгий Андреевич Чупов два раза поощрялся отпуском с побывкой на родину.

            У родителей, Георгия Андреевича и Розы Иосифовны Чуповых, нас, детей, было четыре сына и одна дочка. Все сыновья отдали свой воинский долг, пройдя службу в рядах Советской армии.

            Я, Дмитрий Егорович, старший сын, отслужил в армии в 1976 – 1978 годах. Служить довелось в строительных войсках, в городе Энгельс, Саратовской области, в в/ч 34152. С первого дня, по прибытии в часть, был назначен командиром отделения. На 23 февраля 1977 года присвоено звание ефрейтор. Работали в городах Энгельсе, Саратове и в других точках области. Строили различные объекты и гражданского, и оборонного предназначения. Через год службы вступил в должность ветфельдшера и заведующего подсобного животноводческого хозяйства части. Домой со службы пришёл 19 декабря 1978 года, в Николу.

            После меня служить пошёл брат Александр Георгиевич Чупов (1961 – 1988). После окончания в 1977 году Быченской восьмилетней школы Александр поступил в Шипицынское СПТУ, по окончании которого в 1978 году получил права тракториста. Весной 1979 года прошёл трехмесячные курсы водителя в школе ДОСААФ в городе Северодвинск. В совхозе «Рассвет» он работал и на тракторе, и шофёром на ГАЗ-52.  

            Повестка в армию Александру была на 20 апреля 1981 года. В Мезень уехал на совхозном автобусе, в Архангельск улетел на самолёте Ил-14. В аэропорту его провожали отец Георгий Андреевич и сестра Нина Георгиевна. Служить он попал в артиллерийские войска, в город Черняховск, Калининградской области, в/ч 22392. С начала и до конца службы рядовой Чупов Александр проработал водителем на машинах ЗИЛ-157 и ЗИЛ-130. Летом 1982 года в составе батальона вместе с боевой техникой и ракетно-артиллерийскими установками в воинском эшелоне выезжали в Казахстан на полигон для проведения учебно-тактических стрельб. Рядовой Чупов Александр отличался хорошими физическими данными. Даже на гарнизонных соревнованиях завоёвывал призовые места. Сохранилась грамота, где говорится «Награждается рядовой Чупов А.Г. за ТРЕТЬЕ место в лыжных гонках на 10 километров. Командир войсковой части 22392 подполковник-инженер Вайшня, 24 января 1982 года». Поставлена круглая гербовая печать части. Со службы Александр Георгиевич возвратился домой в июне 1983 года.

            Третьим на армейскую службу пошёл брат Андрей Георгиевич. По повестке из дому в Мезенский райвоенкомат уехал на совхозной бортовой машине ГАЗ-66 (водитель Яковлев А.Б.) рано утром 10 апреля 1982 года, с ним провожать до Мезени ездил отец. Накануне, вечером 9 апреля, справили отвально уходящему в армию Андрею, а вечером 10 апреля началась моя свадьба. Отец, проводив Андрея на самолёт в Архангельск, к 19 часам вернулся домой и, как говорится, «с корабля – на бал» - из машины и сразу за свадебный стол. Так с апреля 1982 по июнь 1983 года в рядах Советской армии проходили службу одновременно два брата Чуповых – Александр и Андрей.

            Служить Андрею довелось в Германии – в ГДР, в ГСВГ, в войсках связи. Есть письма от брата, на конвертах обратный адрес – почтовый индекс 078836, Полевая почта, в/ч 78836 “Б”, Чупову А.Г. Его войсковая часть дислоцировалась в городе Лейпциг, красивейшем городе Германии, знаменитом на весь мир ежегодными международными Лейпцигскими ярмарками. В Лейпциге второй по величине в Европе, после Парижа, железнодорожный вокзал, на который рядовой Чупов Андрей часто хаживал в патруль. В Лейпциге множество архитектурных и исторических достопримечательностей, с которыми не раз знакомился Андрей во время организованных экскурсий по городу. Одной из знаменитостей является музей-дача генерал-фельдмаршала Паулюса, пленённого Красной армией в Сталинграде, на Нюрнбергском процессе выступившем на стороне Советского Союза обвинителем военных преступлений гитлеровского фашизма.

            Все два года Андрей прослужил водителем (права получил, пройдя учёбу после окончания Быченской средней школы в Шипицынском СПТУ, в 1981-82 году) на машине связи ЗИЛ-131 с силовой установкой. На втором году службы ефрейтор Чупов во время учений получил тяжёлую травму. При развёртывании в боевое положение мобильной антенны связи сорвался с большой высоты с вышки и сломал руку и ногу. Срочно был доставлен в немецкий госпиталь, где и проходил курс лечения до полного выздоровления. Во время воскресников вместе с немецкими солдатами бок о бок прокапывали траншеи для укладки коммуникаций, сажали деревья, что и запечатлено на фотографиях в его дембельском альбоме.

            Со службы домой Чупов Андрей Георгиевич пришёл 9 мая 1984 года, как раз в разгар ледохода на Пёзе, поэтому из Мезени в Бычье прилетел на вертолёте Ми-8, совершавшим рейс с пассажирами и почтой по деревням района – по причине распутицы в наших условиях единственном транспорте.

Дмитрий Чупов.

д. Бычье.

 Продолжение следует.


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.