ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
12:03 / 17 марта 2022
327

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

Продолжение материала

Мой отец, Чупов Георгий Андреевич (1933 – 2001), стал единственным продолжателем нашей прямой линии Чуповых, так как у Андрея Дмитриевича он был единородным сыном. Родился Георгий 6 мая 1933 года (Егорьев день), потому его в деревне всю жизнь звали Егором, хотя по всем документам, начиная со свидетельства о рождении, он был Георгий. В школу пошёл в 1941 году. Быченскую семилетку закончил в 1948 году. Год проработал в Быченском колхозе им. Сталина: летом на сенокосе, зимой на заготовке дров.

            Подошла весна, с первым пароходом-колесником “Сурянин”, шедшим из Пёзы, уехал Георгий в Мезень. Там жила его старшая сестра Евдокия Андреевна Попова, она работала техничкой в Мезенском РОМ ВД (её муж старшина милиции Попов Ефрем Алексеевич (1910 – 1942) погиб на ВОВ). Сестра похлопотала за него у начальника, чтобы он мог получить паспорт (в то время паспорта колхозникам не полагались). Георгию Андреевичу в паспортном столе выдали временный паспорт (сроком на 1 год). С этим первым паспортом (на народном жаргоне «волчий паспорт») он уехал в Каменку. Там жили и работали на лесозаводе две его сестры - Серафима Андреевна и Анна Андреевна Чуповы. Он стал у них жить в заводском общежитии и сразу поступил на работу в порт, в «стивидорку». Весь сезон проработал стивидором – грузчиком пиломатериалов на иностранные пароходы.    

            Настала осень 1949 года, в конце октября закрылась навигация, начался набор учащихся в школу ФЗО лесозавода №48. Георгий подал заявление в администрацию завода для поступления на учёбу и был зачислен в группу рамщиков.

            Учащихся поселили в общежитие школы, поставили на довольствие, подстригли наголо, помыли в бане, выдали солдатское обмундирование, начиная с нижнего белья и кончая бушлатами, ремнями, шапками, сапогами и валенками. С Михайлова дня в школе ФЗО начались теоретические занятия. Жить начали по уставному режиму, порядок был строгий, дисциплина армейская, в посёлок не выпускали, утро начиналось с физзарядки или с уборки территории от снега и весь день до самого отбоя шёл по распорядку. Как рассказывал отец, директор школы Андрей Дмитриевич и все преподаватели и воспитатели были только что уволившиеся в запас офицеры, прошедшие войну. В общем, был порядок, и учились, как говорится, не за страх, но за совесть. В кабинетах изучали теорию, а на заводе её закрепляли практикой.

            Почти незаметно пролетели полгода. 22 мая 1950 года, в Николу по старому, состоялся выпуск молодых профессионалов и распределение по лесозаводам. Чупов Георгий Андреевич получил аттестат № 328 об окончании школы ФЗО №16 пос. Каменка, на лесозаводе №48, с присвоением квалификации: рамщик 6-го разряда, и получил направление на работу на лесозавод №51 в город Нарьян-Мар.

            В Нарьян-Мар он из Каменки уехал на комфортабельном теплоходе “Татария”. По пути следования попали в сильный шторм, поэтому сутки отстаивались в заветерьи у острова Колгуев. На лесозаводе №51 был заключён трудовой договор, по которому нужно было отработать с 16/VI-50г. по 16/VI-53г. Жить и работать в Нарьян-Маре нравилось, заработки были хорошие, по 700 – 800 рублей в месяц (в тех деньгах). В магазинах было всё - и продукты, и промтовары, цены вполне приемлемые. Например, 1 кг сёмги стоил 56 руб., пол-литра спирта - тоже 56 руб. За первых полгода оделся с ниточки - иголочки, что называется. Купил по моде костюм, пальто, ботинки, рубашки, да ещё и домой родителям слал переводы. Жили в заводском общежитии, питались в заводской столовой, на смену и со смены ходили по гудку.

            Город быстрыми темпами строился и разрастался вширь. В основном возводились типовые деревянные многоквартирные двухэтажные дома. Кроме гражданских строительных бригад на строительстве много работало военнопленных немцев, которых на работу и с работы водили строем под охраной вооружённого конвоя с собаками.

            Летом 1951 года в первый в своей жизни трудовой отпуск Георгий Андреевич съездил домой. С Нарьян-Мара на Мезень и обратно он слетал впервые на самолёте. Рейс по этому маршруту выполнял американский транспортный «Дуглас».

            Прошёл ещё один год работы на производстве. За это время Георгий успел уже и жениться, только, как принято говорить теперь в таком случае, гражданским браком. По вербовке со всех соседних районов Архангельской области и Коми Республики молоденьких девушек на лесозаводе работало много, больше, чем мужчин. Так что молодёжь долго не раздумывала.

            В мае исполнилось 19 лет, подошло время службы в армии. На 14 сентября 1952 года Георгий Андреевич получил из Ненецкого окружного военкомата призывную повестку. В конторе Нарьян-Марского лесозавода организованы были торжественные проводы призывников в Советскую армию. Затем в заводской столовой прошёл вечер, посвящённый расставанию с полюбившимся городом и друзьями. На другой день группа призывников из Нарьян-Марского морского – речного порта на рейсовом теплоходе отбыла в путь вверх по Печоре для следования в конечный пункт прибытия – Архангельский областной военкомат. В своём вещмешке Георгий вёз ответственный груз окружного военкомата – личные дела новобранцев всей группы.

            За двое суток ушли до города Печора, продолжительная стоянка была лишь у пристани села Усть-Цильма. В Печоре взяли билеты на Воркутинский поезд и поехали до узловой станции Коноша. Георгий впервые тогда путешествовал в поезде. В Коноше пересели на Московский экспресс, в котором катили уже до конечной станции – в Архангельск. По прибытии в Архангельск личные дела призывников Георгий сдал в

областной военкомат. До дальнейшего следования их разместили в «Казармах Восстания».

            В Архангельске он был включён в команду, которую отправляли служить на Северный Флот. Её «покупатели» перевезли в город Молотовск, где проходил карантин и курс молодого бойца. По завершении курса Чупов Георгий был зачислен в Гвардейский флотский полуэкипаж. Затем молодых бойцов из Молотовска опять же по железной дороге повезли в славный город Мурманск. Здесь, в в/ч 99020, 14 декабря 1952 года Чупов Георгий принял военную присягу, служить привелось в береговой. Началась настоящая серьёзная служба в Северном Флоте с отбоями и подъёмами, со строевой подготовкой, со штудированием армейских уставов, с занятиями по изучению боевого оружия, со стрельбами на полигоне, с учебными тревогами в дневное и ночное время. Это были ещё не так далёкие послевоенные годы, дисциплина в армии отличалась строгостью, порядки царили сталинские, расслабляться не полагалось ни на минуту. В этот трудный и напряжённый период своей новой жизни в очередном письме из Нарьян-Мара от жены Маруси Георгий узнал, что у них родилась дочка Галя.

            И тут вдруг как гром средь ясного неба над Советским Союзом разнеслась скорбная весть – 5 марта 1953 года умер Сталин. Пока продолжался траур, буквально все пребывали в скорбном оцепенении и предчувствии чего-то неведомого. Во время похорон отца народов по всей огромной стране одновременно в течение получаса гудели все заводы и фабрики, пароходы и паровозы, сигналили все автомашины и прочая техника, остановилась работа предприятий и организаций. Как вспоминал отец, непосредственный очевидец тех событий, творилось что-то невообразимое. (Но уже в 1956-м, всего через три года, на XX-м съезде КПСС был разоблачён и объявлен культ личности Сталина, строго осуждена идейно-политическая линия партии, 30 лет возглавляемая вождём. Таким бесславным оказался конец тоталитарной власти тирана).

            Тем не менее, служба шла своим чередом, весь 1953 год стрелок рядовой Чупов находился на Малом аэродроме, пос. Кортик, станция Грязная губа. (Кстати сказать, на Малом аэродроме Северного Флота в те же годы служил лётчик-истребитель, будущий первый космонавт планеты Земля лейтенант Гагарин Юрий, но в то время о том, что он станет космонавтом, конечно же, знать никто ещё не мог). Летом во время полярного дня, в июне 1953 года, случилось впечатлительное астрономическое событие, наблюдение которого отец не раз и не два описывал в своих воспоминаниях во всех красках, со всеми подробностями – полное солнечное затмение, своей срединой теневой полосы прошедшее как раз через город Мурманск. Средь бела дня на десять минут землю накрыла ночная тьма, солнечный диск сделался кроваво-чёрным. О приближении времени затмения все были предупреждены загодя, и для наблюдения за этим завораживающим явлением вооружились осколками стёкол, вымазав их сажей.

Дмиртрий Чупов.

д. Бычье.

Продолжение следует.


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.