ИМЕЮ МНЕНИЕ
9:11 / 16 апреля 2020
510

Мезенцы волнуются за судьбу реки.

Наш читатель принёс в редакцию вот такое письмо. Мы его опубликовали и отправили запрос в адрес руководителя Устьянской лесной компании Владимира Буторина. 

"Очень захотелось мне поделиться с земляками своими мыслями   о нынешнем  состоянии реки нашей Мезень.

Уж очень она обмелела. Особенно в последние годы, превратившись из некогда полноводной реки (относительно, конечно), несущей на себе суда пассажирские, буксиры с баржами в нечто блуждающее в песках, которое и рекой-то назвать затруднительно. Так, большой ручей, а уж могучей-то Мезень в её нынешнем состоянии назвать  и язык не поворачивается. Почему это произошло и что ждёт нас дальше? На эту тему и хотелось бы порассуждать.


Итак, почему мы пришли к жизни такой? Да потому, что многие десятилетия вырубались хвойные леса в пойме реки. Леса, которые аккумулировали влагу, постепенно её расходуя. Много леса в своё время мы отдали братскому болгарскому народу. Сейчас в лесной массив поймы Мезени готовится зайти господин В.Буторин, имеющий обширные связи в верхних эшелонах власти страны. Масштабы истребления лесов, я полагаю, будут огромны.

Другой причиной, на мой взгляд, является то, что Мезень, как и абсолютное большинство рек в стране, имеет паводковый характер. Весенний ледоход, пройдясь по руслу реки, каждый раз это русло меняет, образовывая новые отмели и острова, что и привело, в конечном счёте, к тому, что река Мезень перестала быть судоходной, а значит, почти полностью утратила своё хозяйственно -_экономическое значение.

Считаю, что в ближайшие годы нас ожидают следующие неприятные вещи. Во-первых, будут постоянно размываться насыпные дамбы понтонных переправ, что неизбежно приведёт к сбою в транспортной системе со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, под серьёзной угрозой может находиться деревня Лампожня (вспомним город Тулун в Иркутской области). В-третьих, работа катера «Сиверко» возможна будет только во время прилива, а это вряд ли устроит население п.Каменка. Хотим мы этого или нет, но придётся осваивать суда на воздушной подушке, т.к. это уже вопрос безопасности населения в части оказания экстренной медицинской помощи.

Нельзя сказать, что ситуация, происходящая на Мезени, явление уникальное. Подобное происходит на всех реках области, да и страны в целом. В доперестроечное время минимальные глубины на реках области были следующие: на Северной Двине Котлас – Архангельск – 165 см; на Вычегде Котлас – Сыктывкар – 145 см; на Мезени Каменка – Лешуконское – 90 см. Подобные показатели обеспечивались, в том числе, проведением масштабных дноуглубительных работ. Изменить ситуацию как на Мезени, так и на других реках можно регулированием с помощью плотин как это делается, например, в США, где более шести тысяч плотин против восьмидети в России.

И теперь немного про Кривку. С появлением пассажирского катера «Сиверко» идут разговоры о неком причале. Приобретение, установка, снятие и содержание подобного объекта, с учётом дальнейшего обмеления на данном участке реки, становится делом весьма затратным и совершенно бессмысленным. Что касается проезда к берегу и обустройства прибрежной территории, то в наших условиях как подъезд, так и прибрежная территория должны быть покрыты как минимум железобетонными плитами – таков закон водоохраной зоны. А вот, сколько на это потребуется сил и средств – лучше и не думать.

Итак, я высказал личное мнение по одному наболевшему вопросу, основываясь на своём скромном жизненном и профессиональном опыте, используя очевидные факты и открытые интернет-источники. А вот соглашаться с ним или нет – это дело каждого.

                   Владимир Ордин.

      п. Каменка.               

Свежий номер
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Год памяти
Год памяти 2
Погода на сегодня
Предложите новость

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.