ИМЕЮ МНЕНИЕ
10:46 / 20 июня 2023
334

Владимир Личутин: "Я считаю Грозного русским гением" (часть 1)

В конце марта этого года журналист Николай Окулов встретился в московском Переделкино с земляком - почётным гражданином города Мезени, известным русским писателем Владимиром Личутиным, у которого только что в издательстве "Вече" вышла в свет очередная книга - "Русский царь Иоанн Грозный". Из вечерней беседы, произошедшей между ними, родилось интервью, которое мы предлагаем сегодня читателям в сокращённом варианте.

- Владимир Владимирович, почему тебе захотелось написать об Иоанне Грозном?

- Мы знали только картину Репина "Иван Грозный убивает своего сына", где льётся кровь ручьём. Картина мерзейшая, конечно, пакостная. На этом полотне заканчивалось наше познание первого русского императора; единственным его деянием стало убийство сына Ивана Ивановича. Оказалось вдруг, что его проступок превысил злодейства Британии, уничтожившей с изощрённой жестокостью двенадцать миллионов индейцев: с несчастных голов снимали скальпы и, засушив, носили на поясе как знак особенной доблести. Ну а вспомним ту же Америку, которая бросив на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, уничтожила сразу больше трёхсот тысяч японцев, - это, оказывается, было не злодейство, а театральное шоу. Не злодейство также было, когда Петр Первый вдвое сократил население России, обезлюдела русская деревня от невыносимых поборов, кинулась в поисках защиты в глухие леса восточной Сибири, затаилась в таёжных скрытнях и скитах, пошла на костёр и на добровольные гари, чтобы сохранить православную веру, когда царь Петр, чтобы столкнуть русскую веру в католичество, убил своего сына Алексея и, ради глумливого запада занялся искоренением русских заповедей и обычаев, самолично, своими руками, казнил восставших стрельцов,   отрубая им головы. Когда Екатерина во время крестьянского восстания Пугачёва двенадцать тысяч мужиков повесила и посадила на кол вдоль Волги - это тоже не злодейство... А вот злодейство - это то, что Иван Грозный якобы убил своего сына.

Меня это сопоставление фактов возмутило своей умышленной дьявольской несправедливостью, и я стал размышлять, а почему поступок Грозного (если он случился) -злодейство, а безжалостные деяния Екатерины и Петра Первого - суровая необходимость. Я стал изучать источники. И мне открылось, что почти все, кто занимались Грозным, были лишены русского национального чувства и элементарного чувства логики. Даже знаменитые ученые, отдавшие совесть правящему Двору и презренному Западу. Какое-то зловещее «очарование» так замутило их головы, что они пренебрегли фактами, самим смыслом жизни человека, посвятившего все свои деяния процветанию России, и нагребли на его память горы гнуснейшей грязи.

И вот эта книга - "Русский царь Иоанн Грозный" заняла пять моих лет; я ухватил хоть какие-то крохи жизни и судьбы Ивана Васильевича. Может быть, с позиций не отчётливых, не исторических, не учёных. Но закончив работу, я вдруг понял, как возлюбил Грозного. А когда начинал писать, в глубине меня брезжило внушаемое нам десятилетиями, столетиями, что этот царь убийца, развратник, злодей, каких поискать. Триста лет память об истинном Грозном истиралась частыми тёрками. Множество людей были заняты как будто бы какой-то специальной работой по уничтожению этой выдающейся личности. Тем самым они изгоняли за рамки русской истории не только героическую личность Ивана Васильевича, они загоняли в безмолвное стадо весь русский народ...

Более или менее изучив судьбу первого русского царя, я открыл его образ во всём величин и понял, что именно Иван Грозный, а не Пётр Первый, стал первым русским императором. К тому же Грозный не сократил, как Пётр, в два раза, а увеличил в пять раз численность населения, доведя её до десяти миллионов человек. А территорию Руси тоже увеличил в пять раз, ну и, может быть, даже больше. Он практически не потерпел ни одного поражения, то есть это был царь-победитель. И взятие им Казани, победа над татарами считалась одной из самых значительных побед не только в русской, но и в мировой истории. Тогда столкнулись две нравственные стихии, и когда православие победило, значит, победил Христос, и это было явление необыкновенной мощи и силы, и Иван Васильевич стал величайшим императором своего времени. Он пленил казанского царя, потом пленил астраханского царя, крымского, ногайского и так далее. Много было побед у Грозного, проведшего всю жизнь в седле...

Это он, Грозный, мощью своей натуры создал русское государство, его трудами мы пользуемся, оказывается, и поныне. Если бы не было Грозного, то не было бы и никаких нефтяных приисков, не было бы никакого газа, который позволил нам жить. Не было бы этих земель бесконечных, не было огромных урожаев, не было лесов, рек и озёр... Ничего бы, оказывается, не было. Мы бы помещались в этом крохотном углу, как в склепе, и каждый мог бы нами помыкать. Но, оказывается, он, Иван Васильевич, и был в изначалии создателем великого русского государства. Это же надо, в конце концов, когда-то отметить, положить в ум, утвердить письменами и печатями, как совершённое и окончательно закреплённое! И надо Грозному ставить памятники! И не гордиться одним Петром, дела которого, пожалуй, в тысячу раз ничтожней успехов Ивана Васильевича, но скульптуру которого в центре столицы вознесли в самое небо. И незаметно, усилиями политиков и льстецов, подменили исторические фигуры.

- И всё это в книге отражено?

- Да. Но не знаю, как получилось, ясно ли я выразил свои мысли, ясно ли подвёл итоги совершённого Грозным. Не случайно же Иван Васильевич был занесен в Коряжемские святцы страстотерпцем, русским святым, что было тоже сокрыто. Все малейшие данные и мотивы жизни его и факты были утрачены, спрятаны или искажены. Он прожил без малого 54 года, а начал править с восьми лет и всю свою жизнь потратил на то, чтобы сохранить власть, данную Христом, как он считал, и передать её своим детям. И вся его жизнь была посвящена упрочению государства, борьбе с множеством людей, менее достойных, конечно, но пылающих честолюбием и желанием перехватить власть. Да, кстати, его огромная сила была в том, что он себя считал скифом, потому что Россия была землёю северных скифов-сарматов. И Грозный был одним из немногих князей, кто всё время помнил о своём происхождении, говорил о предках и молился Христу. Русский царь был человеком мира, его родословие шло, с одной стороны, по линии матери, от Чингисхана, а по бабушке, к императору Августу. То есть у него были в крови поляки, немцы, литовцы, албанцы, сербы, русские... Кого только не было! Словом, он сочетал в себе или нёс в себе множество кровей.

Его желание было, конечно, неуёмное; он (ну, может, это и моя придумка) хотел повторить недовершённый подвиг великого скифа Чингисхана и пойти даже дальше - стать императором четырёх океанов. На Ледовитом океане и Белом море он уже начал строить порты и так далее. На Тихий океан при нём пришли его посланники. Атлантический океан... он двинулся и туда. Но все силы Европы, как и нынче (бесконечная череда повторений), пошли на Русь...

Нынче навещает меня порою мысль, что если бы не случился Иван Васильевич, то и не пришлось бы нам переживать множество войн, и оставались бы мы крохотным среднерусским государством, вроде Эстонии или Литвы. Были бы маленькой Литвой, второй Литвой, и все приходящие, собирая дань, вытирали бы о нас ноги, как то случалось в веке двенадцатом. Но Грозный своими завоеваниями принёс нам желание развиваться и жить дальше русскими, и процветать. Он не только предчувствовал судьбу русского племени, но и вершил её, дал нам неутомимую энергию развития, расширения.

- Толчок дал?

- Нет, не толчок. Он всё совершил практически. А нам оставалось только утвердить и закрепить во времени. И тут началась бесконечная война за утверждение. Она продолжется и поныне со времен царствования Ивана Грозного. Пожалуй, в мире не было такой долгой войны - в четыре столетия, и ей не видно конца. Идёт бесконечная череда войн и покушений на наши земли. Мысль любопытная и странная, но, думаю, если бы не было в наших владениях таких огромных пространств, то и не возникало бы в соседях желания её разделить промеж собою, то и не случилось бы таких страданий, на которые нас Господь обрёк. Ведь Иван Грозный считал себя холопом Христа, как бы обещался выполнить мистическую духовную задачу по сохранению шестой части мировой суши. Но коли Грозный - холоп Бога, то все остальные - его рабы. И бояре его рабы. А им очень не понравилось, что они рабы, и принялись Ивана Васильевича от верховной власти отжимать. Такие вот чудеса происходили.

Николай Окулов. Фото автора.

Продолжение следует....


Похожие материалы

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.