АКТУАЛЬНО!
15:39 / 02 июня 2020
201

Когда нарты проходимее танка

Не роскошь, а средство передвижения разведчиков

Когда в феврале 2018 года на параде, прошедшем на главной базе Северного флота в Североморске в честь 100-летия основания Красной армии, наряду с чеканным шагом традиционных “коробок” военных пронеслись оленьи упряжки, это послужило поводом для целого ряда статей о каком-то “секретном подразделении спецназа русских”.

Эксперты и околовоенные журналисты соседних стран Арктического региона и, кстати, Польши опубликовали снимки с нашими военнослужащими в зимнем камуфляже, с оружием и лыжной экипировкой, которые управляли северными оленями с нарт.

Для разведчиков 80-й отдельной арктической мотострелковой бригады из заполярного поселка Алакуртти езда на северных оленях стала буднями. Командование Северного флота уже давно уделяет особое внимание усилению подразделений спецназа, действующих в районах вечной мерзлоты, одним из направлений которого является привлечение представителей животного мира. В диверсионной работе, к примеру, задействованы ластоногие. Тюленей обучают взаимодействию с боевыми пловцами в специальном тренировочном вольере. А вот о северных оленях, как о виде скрытного передвижения для разведки, стали говорить во весь голос только после шумихи в СМИ. 

Для Северного флота это обычная рутинная работа. В оленеводческом хозяйстве поселка Ловозеро под Мурманском занятия по управлению оленьими и собачьими упряжками проходят на регулярной основе. Северные олени не входят в штат бригады, но специфика службы в Арктике диктует необходимость освоения военными этого вида транспорта. Особенно это касается разведки.

По заснеженной тундре и ледяным торосам оленьи упряжки тащат сани без труда. За Полярным кругом даже самая современная морозоустойчивая техника может выйти из строя, а вот неприхотливые олени никогда не подведут.

Несмотря на то, что на балансе бригады есть и двухзвенные тягачи повышенной проходимости ДТ-10ПМ "Витязь", и армейские квадроциклы АМ-1 и снегоходы А-1, арктические разведчики-мотострелки блестяще освоили навыки управления традиционным для народов Крайнего Севера видом транспорта. К слову, в обязательном порядке разведчикам преподают знания и умения по быстрой постройке на 30-градусном морозе яранги или чума. Фактор выживания спецназа, его выносливость в крайне неблагоприятных погодных условиях, сопряженных с метелями и холодом, влияют на выполнение поставленной задачи, поэтому наставниками в подразделении работают коренные обитатели здешних мест.

И этот выбор вполне закономерен. Давайте вспомним хотя бы то, что из всех участников канадско-английской экспедиции в 20-х годах прошлого века на заполярный остров Врангеля выжила только эскимоска Ада Блэк Джэк, а также то, что верхом на оленях лучше всех ездят тувинцы-тоджинцы и эвенки. С этим конечно могут поспорить финские егеря, которые тренируются управлять оленями в Лапландии, а также норвежцы. Однако сегодня только на Северном флоте данный вид транспорта используется в военных целях.

Этому есть исторические предпосылки. Во время Великой Отечественной войны в Кольском Заполярье с помощью северных оленей эвакуировали раненых и доставляли в труднодоступные места военные грузы. Осуществлялась и заброска разведчиков во вражеский тыл. Известны случаи вывоза подбитых самолетов вместе с экипажами.

В период войны по приказу Сталина (секретное постановление Государственного Комитета Обороны № 930-с 20 ноября 1941 года) было “мобилизовано” более 10 тысяч оленей. Из них сформировали несколько оленно-транспортных батальонов. Эти подразделения состояли из оленеводов Мурманской области, которых призывали вместе с оленями. Так в распоряжении командующего Карельским фронтом появились 12 вооруженных лыжных оленьих батальона.

Цифры впечатляют: 10142 раненых солдат и офицеров вывезли с поля боя именно посредством оленьих упряжек, из тундры доставлено 162 аварийных самолета, на передний край переброшено 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов.

Почему олень незаменим

Известно, что при ранении северные олени не издают ни звука, что также влияет на бесшумность и скрытность передвижения. Это в Ловозере знают теперь не понаслышке. На учениях олени неоднократно доказывали свои терпение и неприхотливость.

Местные каюры учат военнослужащих отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота не только управлять оленьими и собачьими упряжками, но и любить этих благородных животных. Олени теперь воспринимаются разведчиками как собаки, лучшие друзья и помощники человека. Без ласки никак. Ведь этот рогатый красавец для разведчика — партнер. Олень не стонет, не робщет, не жалуется. Настоящий разведчик.

Кажется, что он никогда не устает, ведь северные олени не потеют. Слабые потовые железы оленьего организма выработали способность охлаждать тело так же, как собаки — олени тяжело дышат, открывая рот и высовывая язык. Кстати, этим они тоже очень похожи на ездовых собак и именно по этой причине на всех фото с оленьих гонок у них раскрытые рты и язык набекрень.

Разведчикам весьма помогает острый слух и зрение этого обитателя Крайнего Севера, необходимые при долгих полярных ночах. Дело в том, что цвет глаз у северных оленей меняется в зависимости от времени года. Летом у отражающей поверхности за сетчаткой золотистый цвет, что стандартно для многих млекопитающих с активным ночным образом жизни. А вот зимой глаза становятся темно-синими и таким образом собирают больше света. Зоркий глаз оленя — великолепное подспорье при выполнении разведывательных действий.

Северный олень не замерзает при низких температурах и не промокает. Волоски его шерсти полые, заполнены воздухом, а у основания — согревающий пух. Шерстью покрыты даже копыта. В отличие от других видов оленей, защищена и передняя поверхность верхней губы. Так что температура выполнения боевой задачи оленю не страшна.

Российские инструктора-эвенки, ненцы, вепсы всегда с удовольствием поделятся опытом общения с оленями. Наставники из них получаются очень опытные и весьма требовательные. Для них управление оленями и строительство чума из коры — образ жизни.

Строительство яранги из оленьих шкур чукчами также пристально изучается в разведывательных подразделениях, ведь в период ледохода на Крайнем Севере можно оказаться и на дрейфующей льдине. Без жилища на ней не спастись. И в этом смысле олени тоже могут пригодиться.

Выживание требует максимальной собранности, в суровых условиях Арктики от соблюдения правил выживания в прямом смысле слова зависит жизнь человека. Так что зачастую не до сантиментов.

В вопросах выживания нет места сантиментам

Бытует мнение, что ненцы пьют свежую кровь молодых оленей. В этом есть доля правды, ведь в тундре мало витаминов, а кровь помогает восполнить их недостаток и в экстренной ситуации повысить гемоглобин. Есть и ритуалы на сей счет: оленевод очень долго разговаривает с оленем, успокаивает, как бы уговаривая и объясняя ему, что настала пора отойти в “небесное стадо”, и что тело его поможет людям выжить. У ненцев принято считать, что кровь сильно испугавшегося оленя не полезна. Брюшина оленя используется для изготовления мешочков, в них можно запасать и воду, и кровь, которую можно засолить и макать в нее мясо того же оленя или выловленную рыбу.

При исходе провианта может наступить момент, когда у разведчика не останется выбора и мясо оленя придется употребить в пищу, чтобы выжить.

Надо помнить, что мясо оленя у северных народов подают в качестве основного блюда – сытного и питательного, содержащего минимум вредных жиров. Мясо отличается сочностью и богатым вкусом, ускоряет метаболизм, благотворно влияет на организм при авитаминозе. Диетологами доказано, что белки оленьего мяса усваиваются лучше мраморной говядины. Ненцы и чукчи могут есть мясо только что убитого оленя даже в сыром виде – риск заражения паразитами нулевой. Известны и целебные свойства оленины. Она излечивает малокровие и помогает при диабете, является природным источником протеинов, она замедляет изнашивание организма, помогает нормализовать вес.

В этом смысле шкура оленя и его мясо при крайней нужде спасут попавшего в экстремальные условия человека.

Олень не конкурирует ни с тюленем, ни с бронетранспортером

Плановые учения арктических мотострелков, которые постоянно отрабатывают навыки управления собачьими и оленьими упряжками, тактические элементы рейдовых действий, в том числе на лыжах в сцепке со снегоходами, а также элементы выживания в условиях вечной мерзлоты, не должны ввести в заблуждение. Современную войну без современной техники не выиграть. И она в наших Вооруженных силах постоянно модернизируется.

Однако использование оленей и собак в виде тягловой силы и транспорта для разведчиков и не предполагает отказ от бронетранспортеров и тягачей. Просто их возможности во льдах и снегах Арктики не безграничны. По некоторым аспектам, включая бесшумность, скрытность и, в случае нужды, использование в качестве провианта, преимущество «живого транспорта» очевидно. Привлечение оленей в разведку мотострелков позволяет говорить о том, что на флоте обдумали все.

Сомневаться в правильности принятого командованием Северного флота решения об использования данного вида транспорта рядом специальных подразделений не приходится. Враг не станет ждать, когда погода позволит использовать нашей армии и флоту весь арсенал техники. Олени и тюлени уже не раз доказали свою полезность.

Сергей Ераносян, специально для GoArctic.ru


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.