1500 тем вместо 5: как изменится итоговое сочинение — 2022 и что учесть при подготовке
С 2022/23 учебного года Минпросвещения перестанет публиковать тематические направления для итогового сочинения. Как теперь к нему готовиться (и по каким методикам), рассуждает преподавательница литературы и журналистики Мария Асоева.
Что именно меняется
Итоговое сочинение — промежуточная работа, которую пишут все 11-классники. Только получив зачёт за сочинение, выпускники допускаются к ЕГЭ. Раньше в начале каждого учебного года ФИПИ публиковал пять довольно конкретных тематик для сочинений, по которым школьники набирали фактуру и аргументы. Начиная с этого учебного года 11-классников вместо привычных пяти узких направлений ждут три больших тематических раздела. Вот они:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- «Природа и культура в жизни человека»;
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Что расстраивает школьников
Выпускники волнуются из-за того, как теперь готовиться: одно дело — выбрать тему заранее и готовиться к ней целенаправленно, другое — знать названия разделов, но не знать конкретных тем.
Однако известно: темы будут только те, что уже встречались на итоговом сочинении в предыдущие годы. С одной стороны, речь идёт о якобы закрытом банке заданий ФИПИ, с другой — все эти темы можно найти в открытом доступе. Проблема лишь в том, что их около 1500.
Поэтому задача педагогов и репетиторов слегка меняется: нужно не вызубрить одну тему, а разобрать как можно больше разных, чтобы на самом сочинении не было сюрпризов.
И всё-таки: к чему готовиться
Важно помнить, что в сочинении можно приводить в пример сюжеты не только из классической русской, но и из зарубежной литературы, а также из публицистики, лирики, нон-фикшена, современной литературы, из дневников, очерков, литературной критики…
Смысл изменений в том, чтобы дать школьникам свободу самовыражения. Хочется высказать непопулярную точку зрения? Пожалуйста. Хочется привести цитату из любимого «Гарри Поттера» в качестве аргумента? Отлично. Никто не запрещает этого делать (это указано на сайте ФИПИ).
Цель итогового сочинения — не заставить учеников прочитать все краткие содержания, в которых так или иначе упоминаются природа или духовные ценности, не пытать их бессмысленной зубрежкой, а дать им возможность продемонстрировать умение логически мыслить, грамотно писать, аргументируя свою точку зрения.
Как выстроить процесс подготовки
Вот пять несложных шагов:
Погуглите информацию о разделах и подразделах итогового сочинения на сайте ФИПИ.
Постарайтесь вспомнить литературные аргументы из тех произведений, которые вы сами когда-то читали. Сформулируйте и пропишите их, классифицируя каждый по разделам/подразделам/примерным темам. Например, в раздел «Духовно-ценностные ориентиры в жизни человека» вы можете вписать не только «Войну и мир» Л. Н. Толстого, но и «Подстрочник» О. Дормана.
Если вы понимаете, что все три раздела вам не близки, начните составлять список аргументов заранее. Заведите отдельную тетрадь. Можно обратиться к малой прозе и прочитать несколько рассказов, очерков. Например, «После бала» Л. Н. Толстого, «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва.
Если вы переживаете, у вас страх «белого листа», советую больше тренироваться в написании текстов. Хорошо, если кто-то будет проверять ваши работы по критериям итогового сочинения, грамотно исправляя грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки. Пользуйтесь справочником Розенталя, работая над сочинением.
Уделяйте подготовке хотя бы несколько часов в неделю. Вслух (или письменно) излагайте всё, о чем бы вам хотелось сказать на тему экологии, или смысла жизни, или семейных ценностей. Я думаю, что слова точно найдутся (в сочинении их по-прежнему должно быть не менее 250, а лучше — 300+), а нескольких месяцев определённо хватит, чтобы собрать копилку аргументов для хорошей письменной работы.
ООО «Мел»: https://mel.fm/
Добавить комментарий