МЕЗЕНСКИЙ КРАЙ
16:51 / 17 декабря 2020
1224

Чем опасны Мезенские дороги и как одну трассу 300 лет строили

Трассу Владивосток-Москва строили больше 100 лет, но в России есть немало и других «долгостроев». Одна из таких дорога на Мезень. Еще недавно туда можно было попасть только по воздуху, а сейчас можно доехать на машине. Там не только сама дорога представляет интерес, но и множество дорожек вдоль реки имеют свои особенности. Отправляемся на Север.

Архангельская область — это царство грейдеров, практически во всех районах множество грунтовок различной степени качества. Но иногда за исключением самого райцентра весь район состоит из грунтовок. Статистика говорит, что в области всего 8 тыс.км. дорог из них только чуть больше 2 тысяч асфальтовые. Путь из Архангельска сначала проходит по старому разбитому асфальту и вскоре заканчивается. Изредка только появляясь в населенных пунктах, чтобы машины не пылили.

А вот на Мезенской трассе в сухую погоду придется несладко. Пыль столбом от впередиидущей машины, обгонять сложнее. Поэтому лучше идти в одиночестве, не догоняя или отставая от всех. Это еще и поможет сохранить стекла и капот от камней. Пробитые колеса тут тоже не редкость. А в дождь просто грязно.


Дорожка прямая, как стрела, слева и справа болота да тайга. Грейдер давно не проходил. «Стиральная доска» устраивает вибромассаж не только подвеске, но и нам. Дорогу эту хотели построить при царе горохе давным-давно. Но топкие болота мешали. Добирались раньше по воде и это всех устраивало. Потом при СССР начали строить силами ГУЛАГ 510-ю стройку на Мезень, но мечты о железнодорожном транспорте не осуществились. Зато воздушное сообщение было регулярным, а в век нано-технологий в 2000 году пробили зимник. В 2008 году наконец нано-технологии победили и поехали машины.



Правда, если сделать шаг от трассы, то возвращаемся к старым добрым советским технологиям. Нужна дорога через болото? Не вопрос. Засыпали остатками от лесопереработки и езжай. Экологически чистая дорога за дешево. Финны бы обзавидовались такому.



Вот и красавица Мезень, где закаты длятся часами.



И стоят настоящие белые ночи. В самих деревнях грунтовки разной степени качества. Местами и очень хорошие, но это исключение из правил.



Иногда это может выглядеть вот так. Глины, лужи и вода – наша лучшая среда. Любителям грязи понравится.

А вот местным жителям приходится ездить несладко. В основном это УАЗы, Нивы и Жигули. Очень популярны буханки. Мечта ванлайферов. Здесь такого-то словечка и не слышали-то. А применяют буханки по прямому назначению: ездят на рыбалку и в город. Кстати, маршрутки из дальних деревень Лешуконья тоже буханки. Проедете из отдаленной деревни до Архангельска 700 километров с участками бездорожья, получите незабываемые впечатления на всю жизнь.

По грунтовкам же ходят Транспортеры пятого поколения. Подвеска на них живет один сезон. Условия эксплуатации ужасные, машины изнашиваются на раз. Один рейс по грунтовкам в Архангельск туда обратно 1000км из Лешуконского.



Сами межрайонные дороги держат в неплохом состоянии. Ходит грейдер по старым добрым технологиям. Нано-технологии тут совершенно бессильны.


Но качество дорог сильно относительно, т.к. мы ездили в сухой сезон и нам повезло. Вот типичный участок трассы. Колея выдавлена. Низкие машины уже бы сели пузом. После дождей эти участки гораздо хуже, а те, что были нормальными, становятся такими.



Так что ехать нужно на чем-нибудь повыше. Мы ездили на Mitsubishi Outlander, для таких дорог это было хорошо. Но куда-то в грязь или глухое Лешуконье уже не проедешь. Красный загар на кузове – местная особенность.



Дороги в лесах красивые. Даже разделение потоков движения есть. Эта дорожка тоже вела в самую красивую деревню, но внезапно ушла в болото. Пришлось вернуться.



В другой раз тоже пришлось вернуться. Лужи топкие и глубокие.



А где кайфово ездить так это между деревнями и рекой. Почвы песчаные, трава низкая, а дорожка мягкая. Вообще едешь себе бесшумно, а за окном проплывают пейзажи.



В лугах хорошо, красиво и зелено. Трава местами высокая. Да так, что ничего не видно. Еще можно ощутить райское наслаждение, когда выйдете из машины. Мошка и овода просто сожрут. Они тут повсеместно, но в траве её особо много.


В некоторые деревни проложены плиты. Дешево и сердито. Когда то было бездорожье, теперь домой можно попасть в любую погоду. Тук-тук, тук-тук. Едешь, словно на поезде. Ограничение скорости повешано неспроста и этим знаками лучше верить. Нет, тут не ловят на скорость, а наказание последует быстро и естественным путем. Местами плиты провалились, образуя острые грани, остаться без колеса легко. Если колесо непопулярной размерности, то ближайший магазин за 500 км.



И не только этим опасна Лешукония – страна чудес и беззакония, где нас обстреляли. Через дорогу пару раз видели, как перебегал медведь. Так что, остановившись по нужде в лес, можно и отхватить от косолапого.


Еще тут есть традиция делать захряпки – наряженные куклы из дерева на пути следования человека. Это — отголосок чудского язычества. Одежду им периодически обновляют. Встретишь на ночной дороге такого, не по себе станет. Традиция эта сохранялась и в советские годы. В прошлый раз видел. А в этот, то ли просмотрел, то ли уже нет их. Судя по всему, дорожники теперь занимаются похожими вещами.


Трасса и дороги часто состоят из мергеля – глины. Из неё сложены берега рек. Это красиво и опасно. В дождь грейдер из глины очень-очень скользкий, как лед. Реально, многие из-за этого улетают с дороги. Кто ездил по глине, тот поймет, что глина и сцепление понятия не совместимые. Так что обувайте шипы на лето, так на всякий случай.

Съездов к Мезени чаще всего нет из-за крутых берегов. А где есть, диву даешься, как красиво сделано. Едешь, как по горному ущелью. Интересно, сколько времени пришлось прокапывать траншею?


Изюминка Мезенских дорог – это временные дороги по щельям. Едешь вдоль воды, справа крутой берег реки. Когда вода падает летом, тогда чтобы объехать участки бездорожья, можно поехать альтернативной дорогой. Если повезет, конечно. Т.к. уровень воды в реке зависит от многих факторов и этих дорог попросту может не быть.


Хоть рыбу из окна лови. Вот это круто. А, что закинул блесну и езжай потихоньку. Троллинг, который и нано-технологиям не снился. Правда не забывайте про запрет рыбалки и водоохранную зону. Ближе 200 метров к реке не подъезжаем, иначе рыбка может стать золотой.

Впрочем, иногда можно совершенно легально проехаться по реке по насыпной дамбе. Это путь на понтон. Река Мезень очень широкая, местами больше 1 км ширина.


Чтобы перебраться делают насыпь, а у фарватера ставят понтоны. Чудеса, он бесплатный. В 2011 году проезд в одну сторону стоил 400 р. Чтобы добраться до Лешуконского и обратно пришлось бы проехать 4 раза. Но и сейчас тоже не все так просто. У переправ есть одна особенность, они ставятся по «малой воде» и точно также могут внезапно уйти под воду.


Нет, не от перегруженного КАМАЗа, а от поднятия уровня воды в реке из-за сильных дождей. Так случилось после того, как мы уехали. В таком случае ходит паром, но уже за деньги. Переезд в одну сторону обойдется в 1500 р. инфляция с 2011 года… Зимой же намораживают зимник через реки, а осенью и весной Мезень снова отрезана от большой земли.


От большой земли точно также внезапно можно отрезаться и бездорожьем. После дождей дорогу так сильно размывает, что по глине местные не ездят и на УАЗах, а предпочитают лодку. Если же все-таки надо добраться, то берут трактор, к нему цепляют Жигули и тащат волоком, как зимой. Глушаки отлетают на раз, говорят местные. Вот где настоящие дороги и жизнь в России, а не рафинированный Московский асфальт с ровными бордюрами. Здесь даже дорожные знаки стоят. От такого бы любые иностранцы выпали в шок.


И от переправы автомобилей на мини паромах тоже. Это еще одна особенность. Что делать жителям деревень на левом берегу Мезени, когда там исторически не было дорог? Добраться туда можно только на лодке. Как говорится: голь на выдумку хитра. Чтобы переправить авто или трактор есть самодельные баржи. К ним цепляют лодку и погнали. Водный путь в этих местах всегда был лучше и надежнее дорог.


Вот и сейчас, когда мы возвращались обратно, успели немного застрять. Ветки и домкрат выручили. Единственный плюс, что если застрянете, то утешением будет то, что здесь не темнеет ночью. Времени у вас будет покопаться предостаточно, но будете беспощадно сожраны гнусом. Впрочем, точно также будете укушены им и при 100 процентах случаев, когда просто выйдете из машины.

yWAAAgGP5eA-960.jpg

От него здесь нет никакого спасенья. Гнус даже пытается прогрызть машину. Тут уж задаешься вопросом: что лучше: холод или гнус. Многие очень недовольны комарами и мошкой. Но я считаю, что гнус это очень хорошо! Так как он защищает свою территорию от засилья туристов, мусора и прочего бескультурья. Так эти места сохранятся дольше для следующих поколений.


Да и после того как туристы потрясутся на таких дорогах у большинства отпадет желание возвращаться. Все же Русский Север – это край для людей с особой культурой и миропониманием. Простой отдыхающий турист сюда не поедет и это радует. А вы бы рискнули отправиться по таким дорогам?

https://www.drive2.ru/b/551675837141747066/?page=0


Похожие материалы

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.