МЕЗЕНСКИЙ КРАЙ
12:06 / 07 декабря 2019
288

О знаменитом долгощельском косторезе.

Сегодня, 7 декабря, нашему земляку-долгощельцу, знаменитому мастеру художественной резьбы по кости, заслуженному художнику России, лауреату Государственной премии им. Репина Николаю Дмитриевичу БУТОРИНУ исполнилось бы 85 лет.

Мы предлагаем вам материал о нём Александра Антипина из нашей газеты от 2005 года. А на следующей неделе в нашей газете выйдет статья о Буторине Петра Чечеля, друга Николая Дмитриевича, написанная специально к этому юбилею. 


Резное кружево мастера

 

 

- Что такое талант? - переспросил меня Николай Дмитриевич. - Это вспышка! Когда ты не можешь жить, спать. Когда ты колешь дрова, а идея не дает покоя, бьет тебя и тревожит!

 

Мы сидим на кухне его архангельской квартиры, разговариваем об искусстве, о жизни и вспоминаем Мезень, которую он продолжает беззаветно любить.

 

Здесь, в мезенском селе Долгощелье, 7 декабря 1934 года Николай Дмитриевич Буторин родился. А после окончания учебы, 15-летним подростком, неожиданно для многих поступил в косторезную школу в Ломоносово. Но выбор этот был не случаен, ведь рисовать он начал с самого раннего детства, с тех пор, как себя помнил. В 6 лет его испугала лошадь, Николай стал заикаться, и лучшим способом, чтобы выразить мысли и чувства, оказался рисунок. А тут еще попалась на глаза журнальная статья о косторезах из Холмогор: Осененный мечтой, Коля Буторин ходил по долгощельскому угору и думал: "Да, я заика, но я вернусь сюда знаменитым!". И эта мечта, как поморский компас, вела теперь Николая к заветной цели, о которой еще никто не знал.

 

Внешне его дальнейшая жизнь выглядела вполне обычно: косторезная школа, служба в армии (1956-58 гг.), работа на Украине (1958-61гг.), а затем снова возвращение в Ломоносово, на родную косторезную фабрику. Но это только внешне жизнь казалась обычной, а между тем в душе нашего земляка все эти годы шла незаметная и постоянная работа, шло становление большого и самобытного художника. Внимательный пригляд к опытным мастерам и наставникам (Я.К. Вагнеру, А.В. Леонтьевой и другим), заочная учеба в Московском полиграфическом институте на отделении книжной графики и постоянный творческий поиск позволили Н.Д. Буторину создать свой художественный мир, если хотите, новую философию старого косторезного промысла. Оценивая творчество мастера, искусствоведы писали о его особой художественной индивидуальности и даже о создании мезенцем "холмогорского большого стиля" в гравюре на кости.

 

Но для подлинного художника мало виртуозно владеть техникой. Работы таких мастеров всегда исполнены особенным вдохновением, глубокой мыслью, выраженной метафорой и высоким поэтическим языком. Уже с 1960-х годов главными в творчестве Николая Дмитриевича стали, казалось бы, самые простые темы, связанные с Севером и земляками, временами года, жизнью леса и его обитателей, историей родной земли: В одном из интервью он признавался, что излюбленным мотивом в его работах является все то, что касается Родины!

 

Не отступая от своего художественного кредо, Н.Д. Буторин создает десятки, сотни произведений (из простой кости, бивня мамонта, моржового клыка, зубов кашалота), многие из которых хранятся в Русском музее, Эрмитаже, в музеях Архангельска, в отечественных и зарубежных собраниях. Можно вспомнить такие значительные и этапные его работы, как ваза "Весна" (1969-70 гг.), кубок "Основатель русского флота" (1975), вазы "Космос" (1977), "Баллада о Севере" (1979), "Спирали", "Океан" (1982-83), ларец "Ярославна" (1984-85 гг.). Или, например, более тридцати уникальных маленьких вазочек, составивших серию "Этюдов о природе", которые уже никому никогда не повторить. Раздвигая традиционные рамки, Буторин создает новые виды холмогорских изделий: значки и бусы, мундштуки и сигаретницы, скульптуры и шахматы, табакерки, крючки для вязания, ножи для резки бумаги, лотки, кулоны, броши и даже иконы. А результатом многолетних творческих поисков мастера стало избрание его в члены Союза художников СССР (1967) и присуждение Государственной премии имени И.Е. Репина (1976).

 

Хочется невольно спросить, что же двигало, что вдохновляло художника в его работе? Конечно, любовь к родине, к людям, к своему главному делу, без которого он не мог жить! Но была и еще одна большая любовь, которая осветила судьбу Николая Дмитриевича. Совсем юным встретил он 15-летнюю девчонку и влюбился в нее безоглядно и навсегда. И без этой любви тоже невозможно представить себе нашего мастера и его светлое вдохновение!

 

Несколько лет назад Лилия Михайловна умерла, и свое нынешнее 70-летие Николай Дмитриевич встречает в окружении детей. Но он продолжает верить в любовь, печалится, тоскует и страстно думает о новой работе. Талант, - повторяет он, - это вспышка! Скоро она вновь осветит задумчивое лицо мастера и его резное кружево.


"Вместе. Поморье 2020-2021"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.