ЗАКОН И ПОРЯДОК
15:43 / 02 июня 2023
315

Верховный суд РФ обязал больницы отвечать на письма и жалобы пациентов

Очень необычное гражданское дело изучил Верховный суд. Вчерашний пациент больницы потребовал у лечебного учреждения компенсировать моральный вред от его страданий из-за того, что его письма на электронную почту больницы остались без ответа.

История началась с того, что гражданин отправил на электронную почту больницы обращение. Его получили, но отвечать не стали. Прошло несколько дней, и наш герой через сервис отправки электронных писем "Почты России" отправил второе и третье обращения.

На одно представитель больницы ответил, но без комментариев по существу вопросов, а на другое - нет. Гражданин обиделся и пошел в суд. Там он заявил, что нарушен порядок рассмотрения обращений граждан. Этим ему причинен моральный вред и просил взыскать с больницы 150 тысяч рублей.

Верховный суд РФ: Больница является государственным учреждением и осуществляет публично значимые функции, поэтому отвечать людям обязана

Суд первой инстанции компенсацию взыскал, но снизил ее до 20 тысяч рублей. Суд сослался на статьи 151 Гражданского кодекса и статьи 9, 10, 12 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". По мнению суда, обращения мужчины были связаны с оказанием ему медицинской помощи, а больница нарушила порядок рассмотрения обращений граждан. Но апелляция это решение отменила и гражданину отказала. По ее мнению, больница не относится ни к госорганам, ни к органам местного самоуправления, а гражданин не должностное лицо или представитель власти. Значит, закон об обращениях граждан на правоотношения между сторонами не распространяется. Кассация поддержала такой подход.

Пациент отправился в Верховный суд*. Там заявили, что обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, "осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагаются". Ведь на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций. И это позиция Конституционного суда (постановление от 18 июля 2012 г. N 19-П).

ВС напомнил, что такая обязанность является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медпомощь, на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Это подтверждают сразу три статьи Конституции - 41, 43, 44.

ВС подчеркнул, что из-за этого постановления КС в Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" были внесены изменения. Точнее, порядок рассмотрения писем граждан существенно расширили. Положено отвечать гражданам, их объединениям, юрлицам.

По этому закону граждане имеют право обращаться лично, отправлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц. Писать могут в госорганы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и в "иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам". А больница, подчеркнул ВС, является государственным учреждением и осуществляет публично значимые функции. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам ВС отправила дело на новое рассмотрение в апелляцию.

*Определение Верховного суда РФ N o4-КГ23-2-К1.

Российская газета - Федеральный выпуск: №120(9065).


Похожие материалы

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.