ДНИ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА: КОГО МЫ ЖДЕМ?
Встречая этот праздник, мы должны прежде всего понимать, для чего Родился Христос. Это очень важный вопрос: если мы будем помнить ответ на него, то праздник Рождества Христова и последующие дни святок будут восприниматься нами совершенно по-другому.
Разбирая значение праздника Рождества Христова, мы как раз и разбираем догматическую сторону события Рождества Богочеловека.
Вспомним, что знание о явлении Богочеловека было открыто волхвам и пастухам, но этот великий момент сокрыт от сатаны. Лишь только в момент искушения Христа сатана пытается проверить: Он – или не Он, пришел – или не пришел? И когда Господь запрещал бесам говорить, что Он – Сын Божий, Он делал это по нескольким причинам. В том числе, чтобы дать апостолам время на обучение истине. И нужен был Крест – недаром перед Крестом Господь говорит, что уже настал и наступил Его час. Если бы апостолы или бесы раньше времени начали бы говорить о Христе открыто, на пути проповеди возникло бы больше препон. Не случайно в Пасхальных песнопениях Господь называется Хитрецом. Казалось бы, слово «хитрец» мы говорим, когда обижаемся на человека, когда видим его обман. А в приветственном слове святителя Иоанна Златоустого на Пасху так и говорится, что «ад проглотил наживку»: Господь, пострадав и умирая на Кресте, сходит в ад, и ад разрушается – тогда Господь изводит из ада ветхозаветных праведников. Чтобы воля Божия исполнилась, и не дано было сатане знание о времени прихода Христа, иначе он стал бы мешать искуплению человечества, для которого Господь пришел.
Есть очень важный догматический вопрос в постижении сути праздника Рождества Богородицы – это девство Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в псалмах царя Давида говорится, что «в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Так и переходит первородный грех от родителей к детям, когда мы естественным образом зачинаемся и рождаемся во страстях.
Поэтому Господь, Которому все возможно, избирает такой удивительный и чудесный способ вочеловечения. Неужели Господь не мог нас так просто спасти Своей волей или решением? Конечно, мог бы, но мы бы не смогли этого воспринять в силу своего падения. Если мы будем себя сравнивать с Адамом, с его качествами во время пребывания в раю, мы увидим, насколько мы непохожи уже на него. И Господу необходимо было стать Человеком, чтобы человечество вывести из плена греха, необходимо было искупление, необходимо было распятие и пролитие Крови, чтобы искупить нас из плена смерти и ада. И Рождество от Девы имеет в этом случае принципиальное значение. Девство Богородицы позволяет Господу при Его человеческом Воплощении, обладании человеческой плотью, немощами, необходимостью во сне, питании, отдыхе, быть безгрешным.
В момент Благовещения, когда Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу, происходит удивительное, единственное и никогда больше не повторяющееся чудо. Она соглашается, восприняв от Архангела Гавриила послушание стать Матерью для Бога, стать Той самой Дверью, через Которую Он придет в этот мир как Человек, как Богочеловек. И Дух Святой сходит на Святую Деву. В этот момент не происходит обычного человеческого страстного зачатия, и получается, что от чистой крови Девы Господь наследует Свою Плоть, которая не наследует первородного греха. Я еще раз повторю эту мысль: Господь, становясь Человеком, не является грешником – в Нем нет никакого греха, хотя Он такой же Человек по существу, по природе. Если бы Господь родился от обыкновенной женщины, он не был бы Богочеловеком. Уникальность Его Рождения позволяет Ему не иметь никакого зла в Себе, быть абсолютно чистым...
Православная газета, Екатеринбург
Добавить комментарий