20
сентября
2024
АКТУАЛЬНО!
16:02 / 18 марта 2020
380

Стоит ли закупаться продуктами впрок и кому это выгодно, отвечает экономист из Архангельска

Вырастут ли цены на продукты в магазинах? И стоит ли запасаться, как это делают архангелогородцы? Ожидать ли дефицита продуктов из-за внезапного ажиотажа? И может ли бизнес создавать этот ажиотаж искусственно? Чтобы развеять сомнения, мы обратились за ответами на эти вопросы к заслуженному экономисту России, профессору кафедры экономики и предпринимательства САФУ Николаю Залывскому.

Стоит ли нам готовиться к экономическому кризису из-за коронавируса?

Глобальный мир изобилует угрозами. Они внезапно врываются в размеренную жизнь миллионов граждан. К любой угрозе важно быть готовым не только психологически, но и ресурсно. Домохозяйствам неплохо иметь, как и стране, стратегические резервы продуктов питания, страховой запас самых необходимых вещей, особенно быстроизнашиваемых. Должно действовать правило: не очередной кризис вам спонтанно подсказывает дорогу к ажиотажному спросу на все, а вы всегда должны быть готовы встретить его с приятно-удивленной улыбкой: «Как тебя долго не было? Мне уже скучновато стало».

«У нынешнего кризиса — коронавирусная подоплека, и это весьма существенный фактор усложнения социально-экономической ситуации» - Николай Залывский, заслуженный экономист России.

Как минимум, будет рецессия, то есть спад объемов производства. Нейтрализовать его последствия в полной мере проблематично, хотя Президент и Правительство РФ заявляют о том, что Россия справится с ними лучше Европы и США. Доверимся?! Но доверяя, еще надо самим не плошать. Способность к самоориентированию в будущих ситуациях — ключ к психологической дезинфекции коронавирусной беспомощности, к профилактике неожиданных проявлений ожидаемого экономического кризиса. Тогда, безусловно, каждый северянин сохранит не только свой ФНБ, но и освоит технологию безопасных коммуникаций с людьми и обществом, подверженным паническим эмоциям.

Стоит ли делать запасы еды?

Если это вам надо, то, пожалуйста, делайте! Никому не возбраняется превращать квартиру в склад лишних вещей. В ней должно быть много света здравой ясности о текущих и среднесрочных потребностях членов семьи.

«Мое убеждение — надо меньше тревожиться о голодности существования» - Николай Залывский, заслуженный экономист России.

В наш век трудно проголодаться там, где есть деньги и магазины, полные всяческих товаров. Уподобляться один к одному, как это имеет место (по данным СМИ) в Санкт-Петербурге, Германии, думаю, излишняя нервотрепка. Коли есть зуд к товарному запасу, приобретите самое необходимое из расчета на неделю. При этом не продукты главные манипуляторы вашим настроением должны быть, а лекарственные препараты. Не забывайте, речь идет о болезни, а не самоизоляции на турецком или крымском курорте.

Может ли возникнуть дефицит товаров из-за панического спроса?

Казалось бы, это потребительская патология — самая непредсказуемая ситуация! На самом деле она прагматично сухая, ясная и, самое важное, давно не непредсказуемое явление. Жители региона, как только обожгутся о слух исчезновения чего-то, сразу включают привычку ажиотажного похода в магазины и аптеки. Уже нет нужды окрашивать подобную патологию реагирования словами «хорошо», «плохо». Это данность бытия устойчивой группы обывателей.

Как эксперт замечу попутно: да, коронавирус — неприятная болезнь, но паранойя страха не должна быть болезнью нашего настроения. Во-вторых, менеджеры ТРЦ и иных торговых фирм живут не в социальном вакууме. Если они толковы, то заблаговременно выходят на оптовые рынки, резервируют товары в объемах, достаточных для пожарного реагирования на ажиотажную волну обывательского спроса на продукты питания, медицинские маски, другие «волшебные» средства изоляции уханьского вируса.

Не скрою, признаки увеличения объема покупки видны невооруженным глазом. И, в то же время, до обвального психоза покупателей далековато. Это пролог разумной подсказке: дефицит товаров из-за панического спроса если и будет, то в отдельных магазинах, в краткие периоды. Во всяком случае, при допущении присутствия в архангельских торговых сетях толковых продавцов и менеджеров. Оговорка про допущение не с неба свалилась, а после посещения аптек на центральной улице Архангельска, когда на диагностический вопрос о наличии медицинских масок я получал отрицательный ответ.

Был ли подобный эпизод в истории России на продовольственном рынке?

Не раз! Еще в прошлом году, еще слух не успевал долетать до уха озабоченных северян, вдруг домохозяйки стали скупать коробки спичек, пачки соли «на всякий случай». До этого различные крупы, сахарный песок мешками заполняли балконы и кладовки городских квартир. Еще повторюсь: не важно, кто запускает искру ажиотажа, массового потребителя, страхующегося от вероятной угрозы своему желудку, не переучить. Лучшая форма общественной защиты от покупательского ажиотажа — цивилизованный бизнес. Когда он оппонирует надуманным опасениям полками, заполненными товаром с учетом конъюнктурных изгибов местного рынка.

Могут ли торговые сети манипулировать настроениями общества и тем самым менять спрос?

Это странный вопрос! Не секрет — магазины, кафе, рестораны, предприятия по оказанию социальных услуг даже в равновесном состоянии розничного рынка стараются «заработать» стабильный доход, сегментируя свою группу клиентов и покупателей разными маркетологическими уловками. Например, начисляя бонусы, обещая «десятую» поездку бесплатно, в подарок — квадратный метр новостройки за каждую комнату в приобретаемой квартире и тому подобное В условиях же ломки привычной психологии поведения потребителя торговые предприятия нередко превращаются в беззастенчивого «пастуха» — погоняла за валовыми сверхдоходами.

Могут ли в этих условиях вырасти цены на продукты?

Естественно, ибо рост торговой выручки — это рост цен и рост объемов продаж. При ажиотаже, тем более при опасности заболеть, эти два фактора, образно говоря, «женятся» в голове менеджера торговых фирм. Ему важен золотой телец коммерческого успеха. Для максимизации торговой маржи все средства хороши. Кто-то комбинирует возможности как продать «тухлый» товар (неликвид), так и завысить цену на то, что попадает в цейтнот спроса. Кому-то милее попридержать товар до возникновения дефицита. Другие рьяно расхваливают потребительские преимущества товара, на самом деле ничем новым не славящегося.

Безнравственно по отношению к обществу? Да. И все же, как ни прискорбно, вынужден констатировать вопросительное: а что, северный бизнес моральнее московского?! Напомню, в Архангельске доминируют федеральные сети, а не местные производители. Аморальность мотивов прироста цен (независимо от величины) — неприглядный момент текущего момента. Ведь бизнес готов снимать финансовые сливки, материализующие страх людей за свое здоровье.

Как вы сами относитесь к скупке провизии, будете ли делать запасы?

Запас карман не тянет. Давно и не мною сказано. Мне свойственна толерантность к этому бытовому участку жизни. Во-первых, объективно не могу позиционировать себя в качестве стандартного потребителя, ибо сам носитель профессиональных финансово-экономических знаний. Во-вторых, мне интересна практика эффективного вложения личных средств посредством предвидения своих потребностей в долговременном горизонте. Это лимитирует присоединение к обывательскому ажиотажу, исключает затоваренность квартиры тем, чего нельзя съесть за месяц-два. Учитывая то, что содержится в моих ответах на ваши вопросы, и всем читателям грубовато напомню: на всю жизнь не запасешься, каждое кризисное скольжение по волне слухов и пересудов торпедируется одним средством — трезвой и здравой головой.

https://29.ru/


Похожие материалы

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.