ЗЕМЛЯКИ
11:28 / 21 октября 2019
249

Регулировщик небесного ГАИ

В небе безопасность и спокойствие пассажиров зависят не только от команды воздушного судна. Пилоты управляют самолётом, бортпроводники делают полёт людей комфортным и спокойным. Но необходим человек, который будет отслеживать точность полёта. И такой человек есть – это диспетчер. Именно этим людям, с земли обеспечивающим безопасное движение воздушного транспорта, посвящён Всемирный профессиональный праздник – День авиадиспетчера.

  Авиационный специалист, осуществляющий контроль и обслуживание воздушного движения с диспетчерского пункта, является своеобразным небесным ГАИ, которое никогда не позволит столкнуться в бескрайнем пространстве самолётам. «Диспетчер – это регулировщик на большом перекрёстке, только на воздушном», - поясняет горожанин Николай Доможиров, который как никто знает все премудрости своей непростой и очень ответственной профессии. Ещё бы, ведь стаж его диспетчерской работы составляет 33 года.

   Николай - старший диспетчер по обслуживанию воздушного движения. Впервые же на аэродромный диспетчерский пункт он пришёл в 1986 году в качестве стажёра и сразу же был направлен от Мезенского аэропорта на учёбу по специальности в Архангельский учебно-тренировочный отряд. Через год, отучившись, он приступил к работе диспетчера. Но, понимая, что, не имея среднего специального образования, полноценным специалистом не станешь, поступил в Рижское высшее аэронавигационное училище, окончил его заочно.

   - Работа авиадиспетчера – трудная и ответственная по своей психоэмоциональной нагрузке. К людям этой профессии предъявляются очень высокие требования. Поэтому в неё берут далеко не всех, - рассказывает Николай. – В первую очередь необходимы хорошее физическое здоровье и эмоциональная выносливость, стрессоустойчивость. Ведь в чрезвычайной ситуации они должны грамотно общаться с пилотом и экипажем, не допуская паники, контролируя свои эмоции. Необходимо иметь быструю реакцию, уметь принимать решения в критических ситуациях.

   Как оказалось, помимо этого, для успешного выполнения поставленных задач, диспетчер должен многое знать. Например, воздушную навигацию, авиационную метеорологию, авиационную медицину, радиотехнические средства, всевозможные правила и инструкции, регламентирующие его деятельность, иметь штурманскую подготовку, а ещё знать английский язык. Диспетчер должен без заминки анализировать показания мониторов, информацию метеослужб, умело и эффективно использовать средства связи, взаимодействовать с другими службами, следить за воздушной обстановкой, держать связь с экипажами самолётов.

   - Главное орудие диспетчера – это радиоаппаратура, по которой он держит связь с экипажами самолётов, как выполняющих рейсы в район, так и осуществляющих полёты над нашей территорией, мониторы, отслеживающие их движение, - продолжает знакомить меня со своей профессией Николай Доможиров. – Оставить свой командно-диспетчерский пункт даже на небольшое время я не имею права. Диспетчер должен быть на каждом этапе полёта – от запуска до посадки. Прежде чем самолёт войдёт в зону моей ответственности, я должен знать о нём всё – тип судна, регистрационный номер, время вылета, план полёта, пункт посадки и так далее. Узнаю об этом из телеграммы через телетайп. Как старший диспетчер я нахожусь за пультом управления и осуществляю контроль за остальными диспетчерами, а их у нас двое. Когда я только начинал, здесь работали 6 диспетчеров, поскольку интенсивность полётов была намного больше. Только с Васьково совершалось в день по 6 рейсов, сейчас – 2 в неделю.

   - Что делает диспетчер, чтобы самолёты в небе не столкнулись? И может ли он ошибиться?

   - Распределяю их по высотам, по маршрутам. Ошибки бывают, но нужно понимать, что ошибка диспетчера может стать причиной авиакатастрофы. Вот почему к его профессионализму предъявляются самые высокие требования.

   Николай Доможиров – профессионал своего дела. И об этом свидетельствует ведомственная награда – почётная грамота за безаварийное управление воздушного движения. Своей важной и очень ответственной работой он живёт уже много лет. И сегодня его беспокоит будущее авиадиспетчерской службы на Мезени. Ей нужны молодые специалисты, которым можно было бы передать опыт старших. Пока он всего лишь один. Александр Щепихин работает диспетчером здесь уже три года, сменив на этом посту своего отца Сергея Юрьевича. И Николай Доможиров очень надеется, что кто-нибудь из молодых земляков, также как и Александр, захочет стать земным регулировщиком на большом воздушном перекрёстке, обеспечивая безопасность пилотам и пассажирам в небе.   

Рита Ковалёва.


Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Год памяти
Год памяти 2
Погода на сегодня
Предложите новость

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.