ПРОЕКТЫ
12:06 / 03 февраля 2020
211

Реализация проекта в начале пути

Пять лет назад члены Русского географического общества (РГО) г. Мезень выиграли проект, по которому планировалось организовать патриотическую работу с подростками по овладению мореходными навыками поморов.

Для этого на средства проекта был куплен карбас, самый популярный тип маломерного флота в Арктике. Когда вся запланированная работа по проекту была выполнена, один из главных инициаторов идеи переехал в г. Севастополь, карбас остался не удел. Вот тогда и пришло к членам РГО осознание того, что карбас – это исчезающий элемент культуры поморов, который нужно сохранить для истории.

Лучше всего для этого, конечно же, подходит музейная среда, поэтому они туда и обратились. Руководство Мезенского историко-краеведческого музея поддержало их инициативу, найдя в свою очередь понимание этого важного дела у коллег в Архангельске. Карбас был доставлен к музею, месту своей стоянки. Спустя некоторое время на средства нового проекта районной администрации началось строительство площадки. Участие проекта в конкурсе Архангельского краеведческого музея «Музейная инициатива» и средства поддержки администрации района позволили построить навес на площадке с карбасом. Но он защищает его от дождя, но не от снега. Значит, необходимо сделать стены для максимальной защиты и сохранения объекта.

Всю осеннюю пору музейщики уже проводили занятия с учениками Мезенской средней школы, знакомя детей с «новым» экспонатом, но напряжённо искали ответ на вопрос «Где взять недостающие средства для проекта?». Вот потому с проектом «Карбас. История мезенских поморов» Мезенский историко-краеведческий музей - филиал Архангельского краеведческого музея решился в прошлом году принять участие в X грантовом конкурсе «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь», несмотря на то, что первый этап конкурса был уже завершён.

Конкурс «Музеи Русского Севера» направлен на выявление и поддержку лучших инициатив, способствующих развитию социокультурной и туристической привлекательности северных регионов и рассчитан на участие государственных и муниципальных музеев и галерей, расположенных в республиках Карелия и Коми, Пермском крае, Архангельской, Вологодской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, Ненецком автономном округе. В 2019 году X грантовый конкурс музейных проектов проводился в партнерстве с компаниями «TUI Россия» и «Свеза» (входят в «Севергрупп»).

Всего на конкурс в Москву поступило 28 заявок из 10 регионов-участников программы «Музеи Русского Севера». Оценивал проекты экспертный совет в составе авторитетных специалистов в области музейного дела, туризма, социокультурного проектирования и менеджмента сферы культуры. В наблюдательный совет конкурса входят представители администраций ключевых регионов компании «Северсталь» — Карелии, Коми, Вологодской и Мурманской областей.

После подведения итогов второго этапа конкурса в декабре 2019 года в интернете появилась информация о том, что «по результатам второго этапа X открытого грантового конкурса музейных проектов в рамках благотворительной программы «Музеи Русского Севера» победителем в номинации «Исследования» стал проект «Карбас. Из истории мезенских поморов» нашего Мезенского историко-краеведческого музея.

В описании проекта отмечено, что он должен быть реализован именно в г. Мезень, так как город является центром мезенского края, где с давних пор жили мореходы-промысловики, где всегда было много поморских судов разных типов, в том числе и карбасов. Проект будет способствовать привлечению туристов, так как карбас являлся самым используемым видом морских судов, а изготовление карбасов уходит в прошлое.

Для патриотического воспитания подрастающего поколения история шитья и использования карбасов поморами ценна показательными примерами промыслов в тяжелейших условиях Арктики и беспримерными случаями выживания. Мезень стоит на пересечении путей из населённых пунктов района, в которых сохранились ещё свидетельства постройки карбасов, образцы инструментов, память о мастерах по шитью карбасов. Проект будет способствовать привлечению внимания людей, интересующихся историей России, освоением Арктики, мужскими ремёслами, и тех, кто изучает поморские традиции. Потенциальная аудитория – гости района и посетители музея.

Что касается мастеров, изготовивших карбас, то их ещё предстоит выяснить, но шили его в Долгощелье, где и был он приобретён в конце 90-х в колхозе «Север» малослободским жителем Сергеем Тишиным.

«Село Долгощелье издревле считалось корабельной столицей Мезенского Поморья. Здесь до половины 20 века сохранилось старинное поморское ремесло – изготовление прочных мореходных судов. Знаменитые долгощельские морские карбасы в течение нескольких столетий считались лучшими двухмачтовыми парусными судами на Белом море. По форме обводов и прочности корпусов, скорости, остойчивости на крутой беломорской волне и маневренным качествам этим судам не было равных. Поморы строили большие и малые кочи, лодьи и много карбасов для плавания к Новой Земле, на Грумант и в Мангазею».

«Да, корабельных дел мастера в Долгощелье не переводились. Наоборот, проявлялись один за другим талантливые специалисты: Григорий Михайлович Федоровский (Сосунов), его сын Филипп Григорьевич, Медведевы – отец Прокопий Иванович и сын Павел Прокопьевич, Павел Степанович Медведев, Кузьма Фомич Увакин, Павел Никифорович Широкий, Дмитрий Андреевич Нечаев. Позднее выдвинулись новые мастера: Николай Алексеевич Попов (Голоушкин), Семён Фёдорович Широкий (Мировой), Иван Яковлевич Прялухин (Поконеев), Геннадий Фёдорович Федоровский. Это были блистательные строители больших (белужьих), а позднее малых (щёкинских) карбасов, безусловно лучших по своим мореходным качествам на всём Беломорском бассейне». Так писал о земляках-поморах в своей книге «Родные берега» заслуженный капитан Мурманского морского пароходства, почётный полярник, почётный работник морского флота Л.С.Селивёрстов, которому с детских лет был знаком труд многих из этих перечисленных им мастеров. Всё выше сказанное им о мастерах Долгощелья, без всякого сомнения, справедливо и для жителей Койды.

Александру Рыжкову (заведующему Мезенского музея) с коллегами предстоит по крупицам собирать материал для продолжения своего проекта. Музейщики запланировали для этой цели экспедиции в Койду и Долгощелье. Ведь там, на берегах рек ещё можно увидеть десятки поморских карбасов, отслуживших свой срок. Возможно, найдутся и свидетели их постройки и эксплуатации. Надежда найти самих мастеров уже ничтожно мала, слишком много времени потеряно. Но ведь наверняка живы ещё воспоминания о мастерах, которыми, хочется надеяться, с гордостью поделятся с исследователями местные жители.

Увлёкшись идеей сохранения поморского карбаса, музей, как уже говорилось выше, планирует не останавливаться на создании наружного интерактивного павильона для его хранения и экспонирования, а построить закрытое помещение, сохраняющее и защищающее от дождя и снега, где будут размещены информационные стенды, фотографии и все другие материалы, которые удастся собрать в экспедициях. Так что любая помощь музею охотно будет принята его сотрудниками.

Без помощников, по словам Александра Петровича, им никак не обойтись. К примеру, не поддержали бы мезенцев в Архангельском краеведческом музее, и проекта «Карбас. История мезенских поморов» могло не быть. Помогли музею на начальном этапе Екатерина Аннюк (разработка начального проекта), Олег Коткин (идейный вдохновитель, «мотор» проекта, закупавший недостающие материалы на личные сбережения), Александр Коткин (активный помощник, консультант, мастер «золотые руки», Николай Окулов (помощник, консультант, мастер фото- и видеодокументов). Без них проект просто не состоялся бы. Кроме того, Евгений Личутин (руководитель Мезенского дорожного участка) и частный предприниматель Андрей Тихонов безвозмездно помогли транспортом с погрузкой, транспортировкой и установкой карбаса на площадку. О финансовой помощи администрации района тоже забывать нельзя.

Реализация проекта у музейщиков, можно сказать, ещё только в начале пути. Впереди им предстоит немало работы по сохранению карбаса, основного типа промыслово-транспортного судна на Беломорье.

Любовь Тараканова.  


Похожие материалы

ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.