08
сентября
2024
АРКТИКА
11:23 / 12 августа 2024
185

«Арктика – Регионы»: на форуме обсудили обеспечение безопасности при перевозках по Северному морскому пути

 Этой теме была посвящена стратегическая сессия «Безопасность в Арктике – приоритеты» на II Форуме «Арктика – Регионы», который прошел в столице Поморья 8 – 9 августа. 

Как было подчеркнуто экспертами, речь идет не только о безопасности людей, судоходства, но и о предупреждении происшествий, которые могут нанести ущерб хрупкой экосистеме высоких широт. 

По словам генерального директора ФГБУ «Главсевморпуть» Сергея Зыбко, для обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути действует четкий алгоритм. Желающие подают заявку, при соблюдении предъявляемых требований получают разрешение на плавание и с учетом рекомендаций штаба морских операций осуществляют прохождение по маршруту.

При этом, по его словам, с каждым днем количество заявок растет. В 2023 году объем перевозок по СМП составил более 36 млн тонн, что в шесть раз больше, чем в лучшие годы советского периода.

– Интенсивность судоходства увеличивается, мы реагируем на это. Например, создается цифровая экосистема СМП, включающая в себя четыре основных элемента: единую платформу цифровых сервисов, комплексы беспилотных летательных аппаратов, а также бортовые измерительные комплексы, которые будут собирать и передавать сведения о ледовой обстановке, метеоусловиях. Еще одна важная часть платформы – фонд данных, –  рассказал Сергей Зыбко. – Первый этап работ по созданию системы завершен, Главсевморпуть проводит ее тестирование.

К обработке большого массива данных привлекается искусственный интеллект, но окончательное решение будет за человеком – экспертом штаба морских операций.

– Мы делаем все, чтобы система была удобной. Заказчик в итоге сможет получить готовый маршрут с учетом технических параметров судна, его ледового класса, других данных судовладельца, а также ледовой обстановки и метеопрогнозов, – отметил Сергей Зыбко.

Применение современных технологий позволит решить важнейшие задачи для развития Северного морского пути – повысить безопасность и предсказуемость судоходства. Оператор, грузоотправитель, грузополучатель будут иметь четкое представление о том, сколько времени займет прохождение по маршруту.

По прогнозам экспертов, до 2030 года потребность в перевозках по СМП может вырасти до 200 млн тонн в год, что уже сегодня ставит вопрос о необходимости организации движения не только в летний период, а круглогодично. Рассчитывать на глобальное потепление и как результат - очистку акватории от льда, по словам директора ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Александра Макарова, не стоит.

– При всех тенденциях потепления в этом году и паре предыдущих сезонов мы наблюдаем непривычную для последних 30 лет сложную ледовую обстановку в Карском море, западном секторе СМП, – сказал Александр Макаров. – Чтобы прогнозировать такие моменты, создается система метеонаблюдения. Точность наших прогнозов уже сейчас составляет 92-96 процентов.

Как рассказал заместитель директора – начальник отдела развития обеспечения безопасности Арктического региона департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Тимофей Сулима, на всем протяжении Северного морского пути Россия создает в Арктике сеть комплексных аварийно-спасательных центров (АСЦ). Первый из них был открыт в марте 2024 года в городе Певек на Чукотке. Аналогичный центр в рамках государственно-частного партнерства сейчас строят в Сабетте (ЯНАО), также они появятся в Диксоне и Тикси.

– Строительство в Арктике – это не быстро и дорого. Год назад с этой трибуны в Архангельске я озвучил проблему отсутствия механизмов взаимодействия трех заинтересованных ведомств – МЧС, ФМБА и Морского спасательного центра, – рассказал Тимофей Сулима. – И мы видим, что форум работает. Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Петрович Трутнев нас поддержал. На своих площадях в Сабетте мы уже предложили 300 квадратных метров для ФМБА и 163 квадратных метра для Минтранса. Таким образом, один объект и три оперативно-спасательных ведомства взаимодействуют и работают вместе.

Помимо аварийно-спасательных центров прикрытие территории спасательными подразделениями на всем протяжении Севморпути обеспечат авиационные звенья МЧС. Одно из них дислоцируется в Архангельске. В этом году подразделение получило вертолет МИ-8 в арктическом исполнении. В следующем году в Архангельской области также пройдут масштабные учения «Арктика-2025».

Участники стратегической сессии также обсудили организацию экологического мониторинга в районе СМП и важность обеспечения кибербезопасности при реализации масштабных арктических проектов.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.