Под огнём врага
Осень 1942 года была, пожалуй, самой тяжёлой порой на фронте. Решался практически вопрос: быть или не быть Советскому государству.
..Правый берег Волги на значительном протяжении в руках врага. Военная обстановка требует переброски большого количества грузов в район главных боёв, но водный путь очень опасен. И тогда срочно строится железная дорога от Эльтона до Ленинска и Комсомольска с выходом к Волге.
В числе строителей этой дороги и мезенец Михаил Николаевич Попов, который прибыл из Мурманска в составе 167 отдельного сапёрного батальона. За его плечами уже год опыта военного строительства. Да и в боевых переделках был солдат, имеет ранение.
Задача ясна - обеспечить фронт надёжной железнодорожной веткой в кратчайший срок. Основное вооружение - лом и лопата. Под сплошным артиллерийским огнём возводили насыпи, рыли котлованы, укладывали шпалы и рельсы и, не теряя времени, двигались вперёд. Дорога росла буквально на глазах. Ещё только-только тяжёлые стальные рельсы прикреплены к шпалам, а следом уже идёт вагонетка - времени на обкатку полотна нет.
Вражеские самолёты то и дело сбрасывали бомбы на занятых изнурительной работой людей и превращали их труд в сплошные воронки. Но они, похоронив погибших товарищей, снова упорно и настойчиво шли вперед. Отдыхали урывками, чередуясь друг с другом, но работу не прекращали ни днём, ни ночью.
Вот она, наконец,- долгожданная Волга! Михаилу Николаевичу довелось видеть её и раньше, ещё до войны. Но сейчас неузнаваемо изменилась великая русская красавица. Кругом - разрушения и смерть. Главный волжский город - Сталинград - горит. Сплошной чёрный дым пожарищ поднимается высоко в небо.
Полыхает и сама Волга: горят бензин и мазут на её поверхности, разбитые баржи и пароходы, обломки досок и брёвен, плывущие вниз по течению. Таким довелось увидеть Сталинград в те дни Михаилу Николаевичу.
Только что выполнена одна сложнейшая задача, а перед сапёрами поставлена уже другая, не менее важная и сложная: во что бы то ни стало навести понтонную переправу через реку и обеспечить к ней подъезды. И снова закипела работа. Один за другим отчаливают от берега катера с тяжёлыми неуклюжими баржами-понтонами, не обращая внимания на кружащихся в небе фашистских стервятников. В воду то и дело падают бомбы и артиллерийские снаряды. Кругом стоит невообразимый грохот, но и под сплошным огнём мост удлиняется. Сутками, не смыкая глаз, сапёры таскают брёвна и доски, делают настил, по которому в скором времени пройдут так необходимые защитникам Сталинграда танки, машины с боеприпасами, люди.
Фашисты, будто испытывая нервы и выдержку строителей, проносятся на бреющем полёте и сбрасывают бомбы на только что поставленные понтоны. Только щепки летят по сторонам. Кажется, переправа разрушена надолго. Но оставшиеся в живых сапёры не думают отступать.Да и некуда: здесь, на этих берегах, решалась судьба России. В кратчайшие сроки заделываются бреши, чтоб поток техники с левого берега беспрерывно шёл в правобережные районы.
Не раз в эти трудные дни смотрел смерти в лицо Михаил Николаевич, но в этом кровавом месиве каждый думал не столько о своём спасении, сколько о спасении Родины.
Плечом к плечу с Михаилом Николаевичем воевал под Сталинградом его земляк - Василий Михайлович Воронухин. Служили в одном взводе, хлеб и соль делили пополам.
И вот, наконец, 2 февраля 1943 года город полностью освобождён от фашистов. Этот радостный день навсегда запомнился участникам великой битвы на Волге. Но война ещё не кончилась. Ещё многими военными дорогами пришлось пройти солдату Попову. Он участвовал в освобождении Крыма, с боями прошёл от Чёрного до Балтийского моря. Орден Красной Звезды, медали "За отвагу", "За взятие Кёнигсберга" и ... четыре ранения - это память о войне. Да ещё память о тех героических годах, о мужестве советских солдат, память о тех, кто уже никогда не вернётся. Таков итог войны для Михаила Николаевича Попова.
В.Туфанов.
п. Каменка.
Добавить комментарий