ОБРАЗОВАНИЕ
14:41 / 07 декабря 2021
157

Семь школьников из десяти сталкивались с травлей в интернете

Каждый пятый педагог не знает, что такое травля в интернете, половина учителей не представляют, как бороться с этим явлением, а 9 процентов вовсе не считают это проблемой. Такие данные получили эксперты VK и Учи.ру. Но больше пугают другие цифры: с кибербуллингом не раз сталкивались почти 70 процентов школьников, а четверть ребят не собираются делиться переживаниями по поводу травли ни с кем.

Дети в интернете: как их защитить и научить отстаивать свои границы? Как не допустить травли или помочь с ней справиться раньше, чем она "справится" с ребенком?

"Цифровое детство" - этот термин уже перестал казаться фантастикой: сегодняшние дети растут, социализируются и познают жизнь именно через призму своего гаджета. Интернет, социальные сети и поведение человека в "цифре" буквально стали внешним продолжением его личности, новым "я".

Но, по данным Российской академии образования, две трети школьников боятся столкнуться с мошенниками в Сети.

- Цифра и интернет - современные средства социализации. Но без определенного регулирования они становятся опасны, - говорит доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры "Обеспечение безопасности образовательной организации" Олег Зверев. - Кроме физиологического влияния - усталость, переутомление после длительной работы, заторможенность, нарушение осанки, проблемы со зрением, есть и психологические опасности: девиантное поведение и кибербуллинг. Проблема в том, что у нас совсем не развито понятие "цифрового этикета", нет правил общения в Сети, нет ориентиров. В такой ситуации дети часто воспринимают чужую интерпретацию реальности как данность, поддаются уловкам мошенников.

Кроме того, у детей есть страх давления и оскорблений со стороны других пользователей - об этом рассказали более 45% школьников.

Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео. Надо учить видеть разницу и чувствовать границы

Если "вбить" в поисковик "травля в интернете", в первых строчках появятся ссылки на историю Аманды Тодд - канадской школьницы, которая приняла на веру слова "друзей" из интернета и поделилась откровенной фотографией. Не прошло и суток, как фото разошлось по сети со скользкими шуточками. В этой истории было все: потоки злобных комментариев от одноклассников, тысячи анонимных пользователей, по-всякому склоняющих имя Аманды... История завершилась трагически.

Может ли школа защитить ребенка?

- Школа создает ученику безопасную среду, пока он физически находится на школьной территории. Но вне пространства его защитят умения и навыки, которые школа может дать, в том числе на уроках ОБЖ и информатики, - отмечает Олег Зверев. - Совершенно очевидно, что необходимо именно в школе учить детей, как уберечься от различных ситуаций, таких, как, например, аутинг - раскрытие интимной информации о человеке, киберсталкинг - преследование человека в Сети, часто перетекающее в оффлайн, общение с фейковыми аккаунтами, "троллями"... Нужно развивать критическое мышление. Принцип "запретить-разрешить" тут не работает. Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео блогеров и пр. Надо учить видеть разницу.

Но, по словам Зверева, не все учителя сегодня сами готовы к тому, чтобы говорить с детьми на тему кибербезопасности.

- Необходимо повышать уровень цифровой грамотности учителей. До сих пор некоторые из них вообще отрицают факт кибербуллинга и других сетевых опасностей, - подчеркивает эксперт. - С ребенком надо говорить на одном языке. Не бояться того, что он задает много вопросов. И задавать вопросы в ответ. Детям есть чему нас научить. Кроме того, так они поймут, что мы, учителя, в них заинтересованы.

Комментарий

Мария Скорикова, учитель информатики московской школы N 2120:

- На уроках мы обязательно говорим о том, какая информация является персональной, что можно, а что нельзя размещать на своей страничке в соцсети. Смотрим открытые страницы разных пользователей, анализируем, как можно было бы сделать профиль более защищенным. Кроме того, в рамках проекта "Инженерный класс в московской школе" мы сотрудничаем с вузами. Например, часто преподаватели и РТУ МИРЭА или МИСИС проводят для школьников мастер-классы по кибербезопасности.

Ликбез

Что лучше не публиковать в открытом доступе в Сети:

  • дату и место рождения;
  • личный телефон и почтовый ящик;
  • геоданные;
  • обстановку квартиры;
  • привычные маршруты и расписание;
  • личные фото;
  • данные родителей и родственников.

О детях и интернете в разных странах

Китай

Правительство Китая ограничило время использования детьми и подростками социальной сети Douyin (Доу-инь) - аналога TikTok- до сорока минут в день. Детям до 14 лет вход в приложение закрыт с 22.00 до 6.00. Регистрация в Douyin возможна только при использовании настоящих имен: программа знает точный возраст пользователя и сама определяет время пользования. Также в приложение встроена система автоматического распознавания лиц. Еще алгоритмы соцсети умеют находить и удалять агрессивные комментарии и сразу же блокировать распространяющих их пользователей. Скоро появится новая мера: при регистрации в соцсетях обязательно нужны будут личные данные родителей и их согласие.

Англия

2 сентября 2021 года британские власти представили новые меры регулирования работы социальных сетей. Им теперь запрещено отслеживать местоположение детей и использовать поисковые запросы для анализа. Для несовершеннолетних пользователей также будет заблокирована функция автоматического воспроизведения видео. В случае нарушений компаниям, владеющим соцсетями, грозит курпный штраф.

Израиль

С 2016 года в стране введен специальный школьный курс "Код и робототехника" для учеников 4-6-х классов. В нем - основы программирования, в том числе и работа с алгоритмами, изучение робототехники и конструирование, основы поведения в соцсетях, включая правильное реагирование на комментарии. Для продвинутых - разработка программного обеспечения для борьбы с кибер-атаками.

Канада

Правительство Канады разработало образовательную программу по обучению подростков правильному поведению в интернете. К сети были подключены 98% школьных библиотек - теперь любую необходимую информацию дети и подростки быстро находят во внутренней сети Schoolnet, оснащенной специальными фильтрами, которые блокируют весь нежелательный контент. Кроме того, курс по цифровой безопасности интегрирован в большую часть школьных дисциплин и требует от преподавателей как минимум 10% основного предмета посвящать тематическим блокам программы.

США

В США активно занимаются созданием новых социальных сетей, ориентированных исключительно на детей и подростков. Речь о безопасном для несовершеннолетних Instagram. По действующим сейчас правилам, аккаунт в этой соцсети можно создать только по достижении тринадцати лет. Владельцы компании утверждают: дети должны иметь собственные соцсети, где они могли бы общаться только со своими сверстниками. Но инициатива одобрения не встретила. Почему?

Несколько лет назад уже были попытки создать специализированный чат для детей, который в итоге оказался доступным для всех и не смог гарантировать безопасность юным пользователям.

Германия

Весной 2021 года власти Германии приняли закон о защите детей в интернете. Бундестаг сообщил, что некоторые сайты должны фильтровать материал и его подачу на сайтах.

Закон также обезопасит детей и подростков от травли, издевательств, преследований и финансовых ограблений в интернете. Для этого правительство предусмотрело механизмы защиты аккаунтов в соцсетях.

https://rg.ru/


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.