ИМЕЮ МНЕНИЕ
15:51 / 23 ноября 2021
305

А была ли она – эта стратегия развития?

В «Севере» от 16 июля 2021 года под заголовком «Какова она – стратегия развития?» выступили Н.Н. Ботева, тогда глава района, и В.В. Калинцев, заместитель председателя районного Собрания депутатов, ныне исполняющий обязанности его председателя. Они отвечали на поставленные газетой вопросы: «Что это за стратегия, что в ней написано, как она выполняется?». Речь шла о Стратегии социально-экономического развития Мезенского района до 2035 года», которая утверждена районным Собранием депутатов ещё в 18 июня прошлого года. Из этих сообщений у читателей газеты и жителей района может сложиться совершенно неверное представление об этой стратегии.

Попробуем разобраться. Люди видят, в каком состоянии находится район сейчас и чего можно ожидать от него даже в недалёком будущем. Многие надеются, что эта стратегия поможет району выправить своё положение и затем стать на путь настоящего развития.

Но может ли помочь в этом появившаяся стратегия?

Посмотрим, как районная власть оценивает свою стратегию.

- «В Стратегии обозначен целый ряд направлений, сценариев социально-экономического развития нашего района на десятилетия вперёд. Это объёмный, структурированный научный документ».

- «по сути это тот ориентир, в опоре на который руководство района выстраивает свою деятельность».

Как видим, оценка стратегии района властью довольно высокая. И возникает вопрос: неужели у нас именно такая стратегия? А власть показывает, что ей в стратегии всё понятно и она давно этой стратегии следует. Назван построенный в Каменке детский сад, достраивающийся детский сад в Мезени, новая котельная в городе, строящийся корпус больницы, ремонт ФАПов, учреждений культуры, укрепление материальной базы школ, обустройство детских площадок, зон отдыха, ремонт участков дорог и т.д.

И уверенно заявляет, что и дальше подобные дела будут продолжаться.

Но ведь нынешний путь, по которому идёт и живёт район, при всех его имеющихся достижениях не может предотвратить продолжающийся упадок, когда катастрофически убывает население во всех населённых пунктах из-за отсутствия там работы, и нет надежды, что она появится. Именно стратегический подход, нацеленный на перспективу в планировании и организации работы, должен помочь остановить упадок, деградацию района, вдохнуть жизнь в наши деревни, бывший рабочий посёлок, весь район.

В своём сообщении наша власть заявляет, что в стратегии района можно выделить такую составляющую часть, как «анализ актуальной для нашей территории социально-экономической повестки». Это надо понимать, как анализ нынешнего положения района, а повестка – намеченные действия по изменению (улучшению) этого положения. Но этого в представленной нам стратегии нет. Этим власть показывает полный отрыв от реальной жизни района. Ею дан просто перечень работ, того, что необходимо району для его существования. Но не настоящая стратегия. Этот документ не указывает главной цели – устойчивое движение вперёд.

Но откуда у власти такая уверенность в этой стратегии?

Как-то в газете сообщалось, что наша администрация заключила с ООО «МСК Аудит Холдинг» контракт на разработку стратегии района. И к началу 2020 года от исполнителя поступил заказанный проект. Материал довольно обширный, характеризующий состояние района по сферам деятельности и в сравнении с предшествующим временем. Он может помочь в разработке стратегии, но сам стратегией района не является. Для этого нужна соответствующая обработка поступившего материала специалистами администрации с привлечением активистов с мест. Разработчикам стратегии надо видеть перед собой реальную картину каждого населённого пункта, его возможности для предполагаемого развития. Всё это обобщить и создать сжатый, удобный для пользования документ.

Что же утвердили наши депутаты на своей сессии?

В «Севере» от 2 апреля 2021 года опубликована статья известного в районе зоотехника, радетеля фермерских хозяйств, возрождения животноводства в любых формах и разведения мезенской породы лошадей В.К. Доможирова. Она называется «Фермерству на Мезени быть?» и написана по просьбе фермеров. Вопрос о развитии фермерских хозяйств в районе имел бы самое прямое отношение к его стратегии, если бы она у нас была. Ведь вопрос фермерства – один из первых путей оживления деревень.

Наши фермеры говорят, что они работают не только на себя и население, вместе с жителями района отвечают за его развитие. С фермерами власти надо общаться, знать их нужды, помогать им. Фермеры же обижаются, что власть их часто не слышит, считая, что у них нет проблем. А на деле даже с положенной им государственной поддержкой нет определённости. То её задержат, то уменьшат, а то и совсем не выплатят. А люди, могущие заняться фермерством, видя такое к нему отношение, останавливают себя: а стоит ли им браться за такое довольно хлопотное дело?

Власти же надо, опираясь на эти «точки роста» (фермерские хозяйства) расширять фермерство в районе. Но и проблем при этом прибавится. Одна из них – сбыт продукции фермерскими хозяйствами. Он должен быть отработан. Существует, к примеру, известный старый опыт привлечения к закупкам потребкооперации.

В населённых пунктах возможно занять людей другими делами с производством нужной продукции. Местные жители могут об этом рассказать.

В какое безвременье мы живём, когда у деревни существующими условиями отнята всякая возможность широко заняться извечным делом – животноводством. И это при заброшенных зарастающих бурьяном полях и лугах, пустующих пастбищах.

Особого внимания к нынешнему своему положению требует наш бывший рабочий посёлок Каменка. Работавшие в нём лесозавод и морской порт сыграли важную роль в развитии района. С разрушением в результате рыночных реформ лесозавода и резким сокращением объёма работ Мезенским портом посёлок находится в бедственном положении. От населения начала 90-х годов осталась в нём одна треть.

Для сохранения посёлка, обеспечения занятости населения, привлечения людей со стороны и улучшения условий их существования нужно создать определённые предприятия. Этим должна заняться прежде всего областная власть. Вопрос инвестиций, сырья и материалов – вопрос к ней. А районная и поселковая должны этого настоятельно требовать от неё. Это в интересах не только Каменки, но и государства. Наш лесозавод работал не только на район, но и экспортом пиломатериалов – и на государство.

Два года назад министерство экономического развития области в письме районному совету ветеранов (в ответ на его обращение к власти всех уровней о положении района) сообщало, что администрация нашего района разрабатывает его стратегию («Север» от 2 октября 2019 года).

Каков результат этой разработки, мы видим. Но получается, что министерство экономического развития области не обратило никакого внимания на этот вопрос, не говоря уж о помощи в разработке. Видимо, сочло его вопросом местного значения и пусть районная власть сама с ним и определяется. Но ведь вопрос стратегии района (видения будущего), вопрос его развития – это вопрос не местного, а государственного значения. Государству небезразлично, как будет развиваться район. Совершенно небезразлично это должно быть и для области. Областная (тоже государственная) власть видит дальше, знает больше, имеет больше опыта (из опыта других районов), чем районная.

Что делать дальше, думая о будущем района?

Это вопрос и к районной, и к областной властям, в меру их ответственности и полномочий. Но, видимо, в первоочередном порядке надо разработать план спасения района и его населённых пунктов от окончательного разрушения.

Этот план может стать частью неминуемой стратегии дальнейшего развития района.

Люди старших поколений помнят, как со своими тогдашними предшественниками поднимали и развивали район, доводя его до довольно высокого уровня развития. И не их вина в том, что значительная часть созданного их трудом и умом разрушена демократическими реформами.

Ныне живущие в районе люди готовы работать для его развития. Дело за организацией этой работы, за политической волей и волей власти к ответственному перед народом труду по его организации.

Происходящий ныне перевод муниципальных районов с муниципальными образованиями внутри него в муниципальный округ уже безо всяких этих муниципальных образований внутри будет только ослаблять муниципальное управление территорией.

Муниципальные образования

Внутри района надо не ликвидировать, а укреплять работой с ними. Эти муниципальные образования, как самая близкая к населению власть, будет помощников районной власти в развитии деревень.

Областной же власти надо доказательно и настойчиво ставить перед федеральным правительством вопрос спасения и развития деревень и малых городов.

Многие жители района ещё надеются, что они в скором времени ощутят первые шаги, останавливающие упадок района, а затем и реальные действия по восстановлению прерванного его развития.

П.Ф. Калинцев.

От редакции: жизнь уже показала правоту нашего уважаемого ветерана П.Ф. Калинцева в его рассуждениях о первоочерёдности создания рабочих мест для сохранения деревень и сёл района. Как только в двух поселениях района появилась вакансия глав, ради этой работы в них вернулись из городов бывшие жители района.


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.