ГАЗЕТЕ «СЕВЕР» 90 ЛЕТ
11:04 / 20 октября 2020
165

Фотоклуб назывался «Моряна»

Давным-давно это было. Шестидесятые годы в нашей стране (тогда СССР) многими людьми того поколения вспоминаются очень тепло. Шестидесятники относились к работе исключительно честно, исправно выполняя свой гражданский долг. А свои увлечения душевные (нынче – хобби) ценили очень высоко, пожалуй, наравне с самой жизнью. Это было время долгожданной оттепели и снятия многих преград для самовыражения.

На досуге как-то стал листать свою переплетённую подшивку журналов «Советское фото» за 1967 год, и в первом номере нашёл список фотоклубов страны. Всего в этом списке было 173 объединения фотолюбителей. Ближайший фотоклуб значился в Северодвинске, в Мурманске - два, в Вологде – два, а в Москве – аж восемь. В третьем столбце под номером 32 читаю: «г. Мезень, Архангельская область, Советский проспект, 32, редакция газеты «Север», фотоклуб». Сразу же нахлынули воспоминания о тех далёких временах, о нашем фотоклубе, который назывался «Моряна».

Идея его создания возникла в 1965 году, когда я работал в редакции. В то время каждый литсотрудник готовил фото для своих материалов самостоятельно, фотографировал, как мог, проявлял и печатал. Это было очень муторно, много времени занимала подготовительная работа. Кроме того, снимки нужны были срочно. Приходилось резать плёнку на части, чтобы проявить только нужные кадры, быстро высушить негативы над включённой электроплиткой во вред их сохранности, отпечатать и опять же срочно высушить на глянцевателе, отдать на ретушь, потом для нарезки на гравировальной машине. В редакции была примитивная фотолаборатория, а штатная должность фотокорресподента оставалась вакантной. Снимки не блистали качеством, но печатать их в газете приходилось, кроме того, много снимков было ТАССовских. Я первым высказал мысль об организации фотоклуба, считал, что вместе мы быстрее освоим техническую часть фотодела, а потом уже будем осваивать фотографию как искусство.

Эту идею горячо поддержал редактор Юрий Евгеньевич Чупов. Он болел за дела редакции и газеты, за то, чтобы было больше интересной читателям информации, а любая фотография, даже не очень качественная, – это исторический документ. Было время, когда документальность ставили фотографии в упрёк и отказывали ей вправе называться одним из видов искусства. Кроме того, созданное объединение людей, владеющих фотоаппаратом, способствовало бы расширению географии поступления и тем фотоснимков, выполненных в хорошем качестве.

Большое участие в организации фотоклуба принял Василий Иванович Дранников, тогда заведующий отделом культуры Мезенского райисполкома. Он провёл первое заседание клуба, на котором меня избрали председателем.

Вспоминаю, как я старательно готовился к нашим встречам, переживал и боялся быть непонятым, а хотелось рассказать коллегам многое. Перед тем, как прийти на работу в редакцию, я учился на фотографа в фототресте города Архангельска, общался и набирался опыта у знающих фотографов, известных в городе специалистов-практиков. Чудом сохранился у меня текст выступления по теме «Негативный процесс», отпечатанный на 14 машинописных листах. Читал текст и отвечал на вопросы более получаса. Управление фотоаппаратами того периода, как шутили некоторые, требовало инженерного образования. Выдержку определяли на глаз, фотоэкспонометров не было, время проявления плёнки указывалось на упаковке, но только при точном соблюдении температуры проявителя, поэтому любительские фотоплёнки бывали перепроявлены, терялись ценные детали снимаемых объектов. Вот об этом и шёл серьёзный разговор.

Когда состоялось первое собрание клуба, точно не смог установить. В газете «Север» за 3 июня 1965 года опубликовано следующее сообщение: «В Мезени создан фотоклуб «Моряна». Фотолюбители райцентра решили раз в месяц собираться в редакции районной газеты для обсуждения работ членов клуба и обмена опытом. 1 июня в городском кинотеатре открыта фотовыставка, посвящённая Международному дню защиты детей. Это первая коллективная работа членов клуба».

На той первой выставке фотографии были малого размера, на щитах крепились обычными кнопками, но зрители (тогда в кинотеатр ходили многие, зал всегда был полон) тепло приняли выставку. Много положительных комментариев было написано в книге отзывов. Жаль, что та книга не сохранилась.

А вот информация о фотоклубе, помещённая в газете «Север» за 19 июня того же года: «16 июня в редакции газеты «Север» прошло очередное занятие членов фотоклуба «Моряна». На занятии член фотоклуба Николай Петрович Фролов рассказал о поездке в Москву на творческую конференцию, на которую были приглашены фотографы-любители –участники первой Всероссийской выставки сельских фотолюбителей. Работы Н. П. Фролова «Вечереет» и «На будущей трассе» на Всероссийской выставке получили положительную оценку… Затем была обсуждена первая совместная работа членов фотоклуба – выставка «Детям – мир»». Надо сказать, что Центральный Дом народного творчества имени Н.К Крупской после проведения Всероссийской выставки выпустил брошюру в помощь сельским фотолюбителям тиражом 3000 экземпляров для организации выставок, посвящённых 50-летию Великого Октября. Брошюру эту я сохранил.

Николай Петрович Фролов работал лётчиком-наблюдателем лесоавиаохраны и был серьёзным фотолюбителем, активным членом нашего фотоклуба. Работы его отличались высоким качеством печати, а вот по смысловой нагрузке не всегда были на высоте. На заседаниях клуба мы часто и долго спорили. У Николая Петровича мнение всегда было особым и отличительным.

Вторая фотовыставка была организована также в фойе кинотеатра с 5 по 27 ноября 1965 года. Про эту выставку в газете за 16 ноября была помещена статья литсотрудника, будущего редактора газеты Ивана Алексеевича Лёвкина под заголовком «Радости и огорчения». Привожу её в кратком изложении.

«Нынешняя выставка и по количеству работ и по тематике разнообразнее, и оформлена лучше. Нет на стендах, как раньше, малюсеньких «карточек», которые приходилось буквально «нюхать» при рассмотрении. В целом выставка смотрится хорошо. Есть здесь и по-настоящему удачные работы. Взять «Волшебницу-зиму» или «Полдень» Н.П.Фролова. Блестяще выполненные, эти снимки будят добрые чувства, помогают видеть и находить прекрасное в самом простом и обыденном. Много мыслей вызывает снимок В. Ружникова «Бойцы вспоминают минувшие дни», хороши его «Подготовка к урокам» и «Задумалась», очень поэтично «Заросшее озеро». Никого, по-моему, не оставит равнодушным и снимок «Никто не забыт, ничто не забыто».

Добрую улыбку вызывают снимки «Друзья» и «Держись» Ю. Чупова и «Характеры» А. Новосёлова. У В. Дранникова привлекают внимание «Детство», «Дорога» и «Уголок старины». Впервые участвует в фотовыставке В. Зыкин, выступает скромно. Его работа «На уроке» более удачна, чем работа с таким же названием Ю. Чупова. По-прежнему очень скромно выступает и Надежда Зубова - всего два снимка… Работ, где бы действительно чувствовался наш край, его колорит, его природа, на выставке немного. Больше всего таких снимков у А.А. Щепихина. Кстати, он единственный автор, в работах которого тема труда северян представлена наиболее широко. К сожалению, в художественном смысле его снимки на сей раз оказались слабыми…».

Во второй части статьи была сплошная, даже злая критика многих наших работ, досталось всем. «Неудачно, мне кажется, нынче выступил Н. Фролов…Он может делать отличные снимки, и в этом мезенцы не раз убеждались… От такого человека ждёшь многого. А ожидания не оправдались. На мой взгляд, не удались автору и «Острый момент», который явно не похож на острый; и «С хлебом - солью», где на переднем плане огромные размытые макушки голов, а на заднем – спины; и сплошь не резкий, странный снимок, претенциозно и шаблонно названный «За большое молоко»… Неизвестно, зачем помещены на выставку портреты двух передовых людей района, выполненные Ю. Чуповым и А. Новосёловым. Только затем, что они передовики? Но тогда им место на Доске почёта, а не на выставке художественной фотографии». «Не следовало, по-моему, выставлять и такие снимки, где герои откровенно позируют («На Пёзе» А.Новосёлова, «В командировке» В. Дранникова, «Следопыты» и «Моторам – вторую жизнь» А. Щепихина)…Я говорил, что Ружников ищет, и это хорошо. Но иногда поиски заводят его «не в ту сторону». Зачем, например, было делать бруснику, похожей на южные тюльпаны? Это же трюкачество – и только».

На очередном заседании фотоклуба всё это очень бурно обсуждалось. Многое из критики было отвергнуто, как чисто субъективное, не настраивающее на дальнейшие поиски изобразительных методов.

29 мая 1965 года редакция газеты совместно с районным Домом культуры объявили фотоконкурс «Наш край». В конкурсе приняли участие 17 авторов, в том числе и члены фотоклуба, представившие 74 работы. Итоги конкурса были опубликованы в газете за 4 января 1966 года. Среди получивших премии были Н.П. Фролов, А.А. Новосёлов, А.А. Щепихин, фотолюбитель из Лампожни В. Авдеев. Я получил за свои снимки вторую премию.

Весь 1966 год прошёл под знаком подготовки к районной выставке, отобранные фотографии были направлены на областную выставку. Как проходила районная выставка, я не знал, так как находился в то время на учёбе в Архангельске. Свои работы печатал в фотолабораториях фототреста и отправлял в Мезень. У меня сохранилось письмо В.И. Дранникова от 14 декабря 1966 года, в котором он просит, чтобы я передал негативы в областной Дом народного творчества. Сохранилось и письмо методиста Дома народного творчества Л. Беслеевой о том, что 9 июля 1967 года в выставочном зале музея изобразительных искусств состоится творческая конференция по итогам областной выставки, проведёт которую фотокорреспондент ТАСС А. Овчинников.

Я выехал в Архангельск на эту конференцию. С А. Овчинниковым я был знаком, много раз встречались и беседовали, он помог мне напечатать несколько снимков размером 50 на 60 сантиметров, которые выделялись на выставке. Кстати, моя фотография под названием «Задумалась» была именно большого формата и этот выставочный экземпляр до сих пор висит на стене в квартире «модели» - моей двоюродной сестры. Фотография была напечатана в нашей газете «Север» и в газете «Правда Севера».

Управление культуры облисполкома выпустило каталог выставки, который я сохранил. Всего в каталоге 114 работ 32 авторов. Среди них шесть фотолюбителей из Северодвинского фотоклуба, четыре - из Лешуконского, два – из Мезенского. На выставке были представлены 15 моих фотографий, часть с районной выставки, да ещё дополнительно печатал в Архангельске, и одна фоторабота Георгия Ивановича Дмитриева, инструктора райкома КПСС, члена нашего фотоклуба. Из всех фотографий выставки только две были в цвете, что тогда являлось большой редкостью. Представил их Алексей Павлович Воронин – фотограф-портретист фототреста. С ним я также был хорошо знаком, так как обучался у него проявлению цветных обращаемых плёнок или слайдов. Тогда была мода вставлять плёнку в шарики, смотреть в него можно было через линзу и эффект цвета и объёма был отличным.

По итогам выставки мне был присуждён диплом лауреата областного смотра. Две работы отобрали для Всероссийской выставки - «Шхуна» и «На помощь зверобоям». За них я был удостоен диплома второй степени.

Виктор Ружников. На фото: Ю.Е. Чупов и А.А. Щепихин – сотрудники «Севера» и участники фотоклуба «Моряна».

Продолжение следует...


ГИБДД
Скорая
"Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112"
Официальная страница сетевого издания "Север"
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Карта убитых дорог
Карта ликвидации несанкционированных свалок в Архангельской области
Правительство Архангельской области
Пресс-центр Правительства Архангельской области
Мезенский район
1Подписка
Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.